Что покажут на 72-м Каннском кинофестивале

В конкурсе суперзвезды будут соревноваться с дебютантами, а мужчины – с женщинами
Постер 72-го Каннского кинофестиваля – дань памяти умершей в этом году Аньес Варда. На плакате ей 26 лет, она снимает свой дебютный фильм «Пуэнт-Курт» (1955)/ Valery Hache / AFP

Регулярно включая в конкурс одних и тех же авторов – давнюю «номенклатуру», Каннский фестиваль лишь укрепляет свою репутацию одного из самых консервативных в мире.

Старожилы и новички

В этом году в конкурсе опять неоднократно бывавшие там Педро Альмодовар, Кен Лоуч, братья Дарденн, Марко Беллокьо, Терренс Малик, Джим Джармуш, Квентин Тарантино.

Последний успел-таки доделать к Каннам «Однажды в Голливуде» – свой девятый по счету фильм, в котором действие происходит в Лос-Анджелесе 1970-х, а Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо играют невостребованных актеров – «сбитых летчиков», причем первый по сюжету работает дублером второго.

Возвращается в конкурс и обладатель «Золотой пальмовой ветви» Абделатиф Кешиш, который покажет четырехчасовую картину «Мектуб, моя любовь: Интермеццо», продолжение его же «Мектуба», чувственного эпоса о том, как любовь играет – иногда очень жестоко – с молодостью.

Вернется в конкурс и еще один каннский ветеран – палестинец Элиа Сулейман. Он снял драму «Должно быть, это рай» – отчасти автобиографичную историю о человеке, который ищет свою родину – Палестину – в разных городах мира.

А откроет фестиваль конкурсный фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают» – комедийный зомби-хоррор со звездным актерским составом в диапазоне от Билла Мюррея и Тильды Суинтон до Игги Попа и Тома Уэйтса.

От такого количества очевидных имен в конкурсе может сводить скулы, но это не значит, что среди их работ не будет открытия или даже шедевра. Увы, опыт показывает, что в современном кино самыми молодыми по духу все чаще оказываются именно классики, а вовсе не новички, удивляющие реже.

Впрочем, молодежь и авторы средних лет в конкурсе тоже представлены. Это бразильский тандем – Клебер Мендонса Фильо и Хулиано Дорнеллес – с вестерном «Бакураy», переоцененный Каннами Ксавье Долан с очередным творением «Матиас и Максим», румын Корнелиу Порумбую с жанровым экспериментом «Свистуны», китаец Дяо Инань с криминальной драмой «Озеро диких гусей» и каннский новичок – американец Айра Сакс, снявший семейную историю «Фрэнки» в Португалии и с непременной для Каннов Изабель Юппер в главной роли.

Раса, пол и политкорректность

Едва ли не впервые в конкурс включили четырех женщин, что для Каннов достижение. Хотя до полного гендерного равенства, которое фестивали в соответствии с лозунгом «50/50 by 2020» надеются обрести уже в следующем году, Каннам еще далеко.

Все они впервые участвуют в каннском конкурсе. Это австриячка Джессика Хауснер с фантастическим фильмом «Маленький Джо» и три француженки: Селин Скьямма с драмой о женской любви «Портрет леди в огне», Жюстин Трие с фильмом про психоаналитика «Сибил» и дебютантка Мати Диоп с историей про сенегальских беженцев «Атлантика». Последнюю политкорректная пресса уже успела окрестить «первой чернокожей женщиной-режиссером в каннском конкурсе за всю его историю», что не совсем верно: отец Мати Диоп – сенегалец, а мать – француженка. А сама она справедливо хочет, чтобы ее фильм – один из двух дебютов в конкурсе – был принят как кино, а не сквозь призму ее идентичности.

Конечно, все помнят о революции, которую совершил в Каннах в 1999 г. глава жюри Дэвид Кроненберг, который из всего конкурса, сплошь номенклатурного, выбрал в победители новичков – на тот момент мало кому известных братьев Дарденн с «Розеттой» и Брюно Дюмона с «Человечностью», открыв тем самым новую эпоху в кино. Будет ли у нынешнего жюри под председательством Алехандро Гонсалеса Иньярриту хотя бы минимальная возможность совершить нечто подобное или победа опять будет за бывшими победителями – одна из интриг фестиваля.

Радикалы и русские вне конкуренции

Как это часто бывает, параллельные секции Каннов выглядят бодрее и свободнее главного конкурса. В программу «Особый взгляд» попало несколько актуальных авторов, работающих непосредственно с киноязыком. Теперь уже классик Брюно Дюмон снял «Жанну д’Арк», продолжение его анархического фильма-танца «Детство Жанны д’Арк». А каталонец Альберт Серра – картину «Либерте», отсылающую к его же одноименному – удивительно аутентичному, самодостаточному – спектаклю о революции либертинцев и европейском XVIII веке.

В «Особый взгляд» отобрано и два российских фильма. Первый – «Дылда» Кантемира Балагова, чья дебютная «Теснота» – драма о Нальчике и России 1990-х – участвовала в этой же программе два года назад. Теперь 27-летний Балагов возвращается в Канны с историей о двух подругах, пытающихся выжить в послеблокадном Ленинграде в 1945 г. Второй русский фильм – «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, впервые участвующей в каннском смотре. Садилова – редкий в нашем кино автор, понимающий русскую провинцию, которую она снимает без идеологических штампов, но и без особых иллюзий, акцентируя внимание на самобытности периферийной жизни.

Еще одна российская работа – тоже о провинции – попала в студенческий конкурс Cinefondation: фильм «Сложноподчиненное» снят студенткой петербургского КиТа Олесей Яковлевой, а главную роль в нем сыграл Николай Комягин, вокалист инди-группы Shortparis.