Лицевые маски уже никогда не будут прежними

Пандемия привлекла к их производству дизайнеров и инженеров
Ina FASSBENDER / AFP

Маски – must have 2020 г. Сегодня это не просто средство безопасности, но и модный аксессуар и высокотехнологичное устройство. Перед покупателем открылся необъятный выбор, отягченный к тому же отсутствием понятной зависимости между ценой и качеством.

Электричество смотрит мне в лицо

Долгое ношение обычной трехслойной медицинской маски изнуряет. Да и рассчитаны такие одноразовые маски на применение в течение пары часов, после чего их положено выкидывать. Можно забежать в такой маске в магазин или поликлинику, но не на вечеринку. Для нее стоит подобрать что-то поинтереснее.

Например, простую китайскую светящуюся светодиодную маску, заряжаемую через USB, – на AliExpress такую можно купить за 300–500 руб. За 4800 руб. там же можно заказать «лазерную маску» – из такой во все стороны будут бить лучи красного лазера.

Электронная тема в индустрии масок популярна, сообщения о новинках появляются ежедневно. Правда, многие товары только анонсированы и пока доступны по предзаказу. Например, в начале недели техносайты отметили изделие дизайнера Челси Клукас, снабдившей маску LED-экраном ($95). Что будет выводиться на экран, решает сам пользователь. Используя приложение в смартфоне, можно будет написать «С Новым годом!», «Соблюдай дистанцию» или что-то более вызывающее. Либо просто включить режим «эквалайзера», чтобы экран демонстрировал ритмично скачущие столбцы.

Челси Клукас в маске с LED-экраном / Lumen Couture

Японский производитель робототехники Donut Robotics представил маску, подключаемую через Bluetooth к смартфону. Маска может транслировать телефону голосовые команды, записать минутный разговор и при необходимости сразу же его перевести на один из восьми языков. Такая маска будет стоить $40, в продажу ее обещают выпустить в сентябре.

Мейджоры индустрии гаджетов также пополняют ряды производителей масок. Xiaomi выпустила маску-респиратор Purely со встроенным вентилятором (2500 руб.). Вентилятор нагнетает под маску воздух через фильтр KN95 с регулируемой скоростью. Решение любопытное, потому что пользующиеся респираторами с KN95 (это одна из самых популярных моделей) знают, что дышать через них не очень легко, особенно если вы в движении.

Среди интересных разработок последних месяцев стоит выделить и маску с электризующей поверхностью. Внешний слой из полиэстера покрывается небольшими точками из цинка и серебра, которые под воздействием влаги генерируют электрическое поле. Небольшой разницы потенциалов хватает, чтобы дезактивировать коронавирус в течение минуты. Ученые из Университета Индианы, где было разработано электризующее покрытие, анонсировали начало производства таких масок на осень этого года.

Спортивный интерес

У производителей спортивной одежды и снаряжения маски для лица встречались в ассортименте еще до пандемии. Их в основном делали для тех, кто тренировался или играл на холоде или в районах с загрязненным воздухом. К примеру, Nike в 2018 г. выпустила «противосмоговую» маску Undefeated x Nike mask специально для китайского рынка.

Прежде эти аксессуары мало кого интересовали, теперь ситуация изменилась настолько, что американский Forbes посвящает появлению маски от Asics отдельный материал, хотя с технологической точки зрения эта маска для бега не особо примечательна и не способна защитить носителя от заражения вирусом. Ее функция – предотвратить распыление в воздух капель, которые испускает бегун. Но стоит вещь недешево – $45.

Under Armour выпустила маску из полиуретана за $30 для занятий спортом на улице. Для постоянной носки она тоже пригодна, сообщает производитель. Однако отзывы покупателей не изобилуют комплиментами: пишут, что она не прилегает к лицу, слишком толстая и дышать через нее тяжело.

/ Under Armour

Adidas не стал ударяться в высокотехнологичные изыски. Еще весной компания выпустила простые маски Face Cover из переработанного синтетического материала по цене $16 за три штуки. В том же духе выступила Puma, ее полиамид-эластановые маски продаются по $10 за пару.

Большие деньги на лицо

Маски, которые носят сегодня знаменитости, привлекают не меньше внимания, чем их наряды. Что объяснимо: аксессуар, укрывающий половину лица, по определению более значим, чем галстук или сумка. Дизайнеры быстро это поняли и уже в марте стали предлагать коллекции авторских масок.

Александр Арутюнов выпустил хлопковые маски с ручной вышивкой за 5000 руб., российский бренд Sirinbird предложил шелковые маски с национальными узорами за 3000 руб. Маша Цигаль создала коллекцию шифоновых и хлопковых брендированных масок по 1010 руб. за штуку.

Крупнейшие бренды мира моды включились в процесс создания масок иначе: Louis Vuitton, Dior и Lacoste весной начали выпуск небрендированных масок в качестве помощи медработникам. Часто встречающиеся маски с фирменным принтом Louis Vuitton – это подделки. А в коллекциях некоторых модных домов, например Fendi, маски были и до пандемии – они предназначались для защиты от смога. Несмотря на цену в 200 евро, в марте на эти аксессуары был ажиотажный спрос – все маски были раскуплены.

Пошив масок в мастерских Louis Vuitton

В качестве разумного компромисса между функциональностью, стилем и ценой могут рассматриваться маски, которые предлагают производители дорожных аксессуаров. Бренд Rickshaw, известный благодаря своим стильным сумкам, выпустил огромную коллекцию трехслойных хлопковых масок по цене $22 за штуку. Поставщик дизайнерских рюкзаков Timbuk2 предложил хлопковые маски с лямками для завязывания на затылке по цене $30 за набор из трех штук. Tom Bihn, известный бренд дорогих сумок для лэптопов и рюкзаков за сотни долларов, выпустил многоразовые однотонные маски пастельных тонов по цене $9–12.

Для американских компаний, и для Tom Bihn в том числе, характерно заявлять либо об отсутствии маржи при продаже масок, либо о передаче части выручки на благотворительные цели. То есть пока в их представлении маски – больше гуманитарный проект, чем бизнес-деятельность. Это объяснимо исходя из ожиданий, что пандемия может относительно скоро закончиться. Если, конечно, фарминдустрия справится с задачей создания вакцины. И тогда лицевые маски снова отойдут в разряд аксессуаров, локально востребованных в районах с загрязненным воздухом.

Но даже в этом случае они уже не будут такими же, как до пандемии. Применяемые сейчас креативно-технологические новации делают маски совершенно другим предметом.