Еда в стиле art

Коробка для пиццы как способ соприкоснуться с прекрасным
Сеть пиццерий Maestrello, объединившись с онлайн-галереей молодого искусства Sample, предложила представителям отечественной арт-сцены использовать такой необычный холст, как коробка для пиццы

В конце лета сразу два московских заведения объявили о запуске арт-проектов. «Кофемания» совместно с Ultima Яндекс Go представила акцию «Время и мы» по поддержке и продвижению современного российского искусства Art to Go, заказав молодым российским художникам дизайн одноразовых стаканчиков для кофе. А сеть пиццерий Maestrello, объединившись с онлайн-галереей молодого искусства Sample, предложила представителям отечественной арт-сцены использовать такой необычный холст, как коробка для пиццы. По словам Джулии Маэстрелло, идея этого проекта родилась во время вынужденной самоизоляции, когда доставку пиццы хотя бы раз заказывал каждый, а коробка для пиццы стала своеобразным символом 2020 г.

Получилось свежо и интересно. Художникам эти проекты позволили не только выразить свое отношение к существующей реальности, но и обратиться к новой аудитории, отправить ей свое послание и воздействовать творчеством на формирование современного жизненного пространства. А для потребителя, который заказывает пиццу или покупает кофе навынос, такое мимолетное прикосновение к искусству стало отличным поводом не только познакомиться с современными авторами, но и замедлиться и задуматься о том, как та или иная работа находит отклик в нем и в его отношении к жизни.

«Орнаменты, которые напоминают подводный мир, – это метафора времени, погружение в себя, в такое медитативное спокойствие, – объясняет свою работу художница Виктория Кошелева. – Рассматривая изображенные на стаканчике кораллы и рыбок, человек должен вспомнить о красоте цвета и света. Это улучшит настроение и напомнит, как важно находить время для самого себя».

«Моя коробка для пиццы получилась достаточно сюрреалистичной. Эта работа про дружбу и общение, которого нам всем очень не хватало во время карантина, – рассказывает художница Евгения Дудникова. – Я размышляла о том, что дистанционное общение через zoom и соцсети все еще очень неполноценно, так что было бы неплохо в будущем перейти на телепатическое общение. Изображенные на коробке лошади – это метафора, так как эти животные способны передавать свои мысли и эмоции без помощи слов. А тревожный красный закат – общее ощущение от 2020 г.».

Вечная тема

К оформлению упаковок художников, конечно, привлекают далеко не впервые. На рубеже XIX–XX вв., например, этим занимались многие выдающиеся графики и живописцы. Альфонс Муха рисовал обертки и рекламные плакаты для шоколада Amatller. Михаил Врубель тесно сотрудничал с кондитерской фабрикой «Эйнемъ» (после революции – «Красный Октябрь»). Александр Родченко и Владимир Маяковский делали рекламу по заказу Моссельпрома. А авторство логотипа Chupa Chups принадлежит сюрреалисту Сальвадору Дали.

Правда, долгое время производители сладостей, напитков и сигарет довольствовались лишь красивой оберткой. Одним из первых, кто сделал ставку на синергию бренда и художника, стал барон Филипп де Ротшильд, который в 1924 г. предложил кубисту Жану Карлю создать дизайн этикетки для Chateau Mouton Rothschild. А начиная с 1945 г. бренд выпускает вино под новой этикеткой, дизайн которой каждый год заказывает очередному модному художнику. В результате получилось необычное собрание, способное украсить любой музей мира: на бутылках Chateau Mouton Rothschild – произведения Сальвадора Дали, Жоана Миро, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Ильи Кабакова и многих других. Так что даже релиз не лучшего года становится предметом охоты не только любителей бордоских вин, но и коллекционеров предметов искусства.

Давно известно: арт-коллаборации не только привлекают внимание к бренду, но и повышают продажи. И маркетологи во всех сферах используют этот инструмент как отлично работающий повод, когда нужно отметить какое-то важное событие или подогреть интерес к бренду. Самый свежий пример – коллаборация Яёи Кусама и французского дома шампанских вин Veuve Clicquot. 9 ноября поступит в продажу лимитированный выпуск винтажа La Grande Dame 2012, коробку и бутылку которого украшают фирменные горошки и цветок, созданные самой дорогой из ныне живущих художниц.

Свежее решение

Несколько лет назад ученые из Лаборатории кроссмодальных исследований Оксфордского университета выяснили, что салат, визуально повторяющий «Картину № 201» Василия Кандинского, показался большинству участников эксперимента вкуснее, чем тот же набор ингредиентов, произвольно выложенных на тарелке. Выводы британских ученых могут казаться спорными. Но практика показывает, что для поваров и кондитеров работы художников являются неиссякаемым источником вдохновения и беспроигрышным способом создать удачное блюдо.

Некоторые делают это явно, как, например, шеф-кондитер британского отеля Rosewood London Марк Перкинс. Его серия десертов для Art Afternoon Tea визуально копирует произведения Пабло Пикассо. В меню вошли пирожные, лекалами для которых стали такие знаменитые работы мастера, как «Сон», «Голова женщины» и «Гитара». Благо кондитерские технологии позволяют создавать из бисквитов, муссов и меренг пирожные любых архитектурных форм.

Другие действуют тоньше, используя язык намеков и ассоциаций. Один из величайших шеф-поваров нашего времени – Массимо Боттура не скрывает, что черпает вдохновение в работах современных авторов. Его блюда действительно напоминают творения Джексона Поллока и Дэмиена Херста. Не случайно итальянский искусствовед Акилле Бонито Олива назвал его шестым художником трансавангарда (итальянский вариант неоэкспрессионизма). А нью-йоркская галерея Lisa Cooley даже назвала одну из своих выставок «Упс, я уронил лимонный пирог» – по имени одного из самых известных десертов шеф-повара, тем самым предложив художникам тоже попытаться выразить совершенство через несовершенство и взглянуть на неудачу как на нечто пронизывающее все аспекты бытия.

Что касается российских ресторанов, то явную ставку на искусство пока делают разве что заведения при музеях. Ресторан Музея современного искусства «Эрарта» (в настоящее время закрыт на реконструкцию) готовит специальное блюдо к каждой значимой экспозиции. Последний пример – созданный к выставке «Рассел Джеймс. Десять лет за кулисами Victoria’s Secret Fashion Show» десерт, украшч>енный карамельным кружевом и ярко-красным кондитерским велюром. Такой же яркий и соблазнительный, как модели, застывшие на фотографиях.

Запускают специальное меню к выставкам и в кафе при Музее современного искусства «Гараж». Во время ретроспективы Рашида Араина в карте появились пакистанские блюда. К проекту «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» был подготовлен вегетарианский сет. А этой осенью специально к Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» шеф-повар Алексей Багреев и бар-менеджер Иван Семченко ввели в меню блюда (полба с цыпленком и квасом, торт из чернослива и заварного крема) и коктейли («Толокно» из соленой карамели и рома, «Яблоко» из бурбона на сене, антоновки, кориандра и др.), отражающие вкусы участников проекта.