Книжные коллекции как произведения искусства

Кто и зачем собирает сегодня бумажные издания
Евгений Разумный / Ведомости

В 2019 г. объем рынка электронной литературы в России вырос на 35% и достиг 6,5 млрд руб. За прошлый год, по оценке «Литреса», этот сегмент вырос еще на 31% до 8,5 млрд руб. В то же время, по прогнозам группы «Эксмо-АСТ», объем всего книжного рынка (включающего бумажные, электронные и аудиокниги) снизится за 2020 г. на 15%. Достоинства электронных книг известны и неоспоримы. Однако быстрый рост этого рынка совсем не означает, что настоящих библиофилов становится меньше. И многие по-прежнему коллекционируют бумажные книги, но уже как произведения искусства.

Оставим в стороне слабо поддающийся систематизации феномен авторских тематических библиотек, какую собирал, например, герой романа Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» Варо Борха (он коллекционировал издания о дьяволе).

Поговорим о фамильных, малотиражных, эксклюзивных и прочих библиотеках. Книги для них сверстаны по всем правилам графического дизайна, с полями, отступами, идеально оформленными колонтитулами и прочими дорогими сердцу типографа кунштюками. Печатают их на качественной, специально подобранной бумаге, дополняя текст выдающимися иллюстрациями. Переплетают такие книги вручную, обрезы им делают цветными или золотыми. Но, пожалуй, больше всего страсти и ремесленного труда вкладывается в переплет. Из замши или сафьянной кожи, с золотым тиснением, с монограммой владельца библиотеки на корешке – книги в таких переплетах как одетые в haute couture женщины.

«Сегодня, как правило, библиотеки собирают люди в возрасте от 45 до 65 лет, – говорит Эдуард Лапкин, глава известного в библиофильских кругах издательства «Ламартис». – С одной стороны, у них есть деньги на это недешевое хобби, с другой – в них сильна ностальгия по золотому веку чтения, 1960–1980-м гг., докомпьютерной эпохе, когда книги считались сокровищем и в любой интеллигентной семье была книжная коллекция». Однако, по мнению Лапкина, сегодня очень немногие заказчики имеют четкое представление о будущей библиотеке. Обычная история: есть новый дом или квартира, а там есть кабинет с книжными шкафами и полками, на которые надо что-то поставить. И здесь возможно несколько стратегий.

Самая затратная по времени и деньгам (к тому же требующая глубоких знаний) – антикварные книги. Наиболее распространенный путь – купить у букинистов недорогие советские собрания сочинений, например 200 томов «Библиотеки всемирной литературы» (1967–1977 гг.), или 50-томную «Библиотеку мировой литературы для детей» (1976–1987 гг.), или всю серию «Литературных памятников», которая издается с 1948 г. по наши дни. У этих изданий приличный дизайн и ответственно отредактированные и выверенные тексты.

Остается только «переодеть» книги из родных обложек в роскошные кожаные, с золотым тиснением. Хотя и тут есть нюансы: внешний вид переплетов должен соответствовать стилю произведения. К тому же это недешевое удовольствие: цена одного переплета колеблется в районе $100 без учета дизайна (дизайн кожаных переплетов – особый интеллектуальный вид творчества, и не каждый художник может в нем преуспеть). Если в библиотеке 1000 книг, примерно понятно, сколько будет стоить ее внешний вид.

Еще один довольно распространенный вариант комплектации частных библиотек – покупка современных высокохудожественных изданий. Например, тот же «Ламартис» гордится многотомной «Библиотекой свободных искусств». В нее вошли самые важные для образованного человека сочинения, такие как «Аналитика. Политика. Риторика» Аристотеля, «Мысли и воспоминания» Бисмарка, «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив» Коцебу и др. Помимо этого тут выпускают книги с оригинальными гравюрами и тиражом всего 20 экземпляров. Круг произведений и авторов самый изысканный: от «Стихотворений» Микеланджело Буонарроти до «Избранного» Эдгара Аллана По и «Жизни Арсеньева» Ивана Бунина. Мизерный тираж и ручные офорты практически сразу превращают книги в раритет.

Санкт-петербургское издательство «Вита нова» свои книжные подборки называет «залами»: парадный зал, философский, героический и т. д. Здесь стоит выделить серию «Будуар» – томики на матовой мелованной бумаге в вишнево-винной коже Сabra. Это образцы великой литературы о любви от античности до наших дней. Украшение серии – «Книга Маркизы» с эротическими рисунками Константина Сомова. Книга была издана на французском в 1918 г. тиражом 800 экземпляров. «Вита нова» перевела тексты на русский и впервые переиздала все фривольные фантазии Сомова.

Свой подход к изданию редкостей демонстрирует и петербургская компания «Альфарет». Она специализируется на репринтном воспроизведении труднодоступных дореволюционных книг – таких, к примеру, как «Древности Российского государства» (1849–1853 гг.) с акварелями Федора Солнцева. Впервые книга была подготовлена и выпущена по заказу Николая I, и вот сейчас еще переиздали.

В реальной жизни все стратегии обычно перемешиваются: отдельные книги делаются на заказ и одновременно покупаются советские собрания сочинений. Многое приобретается прицельно для детей и внуков. Часто наблюдается и профессиональный вектор коллекционирования: человек, связанный, скажем, с оборонной отраслью, может собирать книги об оружии, войнах, биографии полководцев и т. п. В этом сегменте рынка находится работа и консультантам: они могут поначалу составить список книг на определенную тему, например «Искусство Серебряного века» или «Япония в европейской литературе», согласовать список с заказчиком, потом книги приобрести и, наконец, одеть в кожаные переплеты.

Из курьезов, которые наблюдаются среди российских библиофилов, стоит отметить интерес к советской периодике: в кожу одевают подшивки газеты «Советский спорт» или «Правда», очень часто переплетают годовые выпуски журналов «Крокодил» и «Огонек». Книги могут становиться раритетами и благодаря заключенным в них текстам, как это случилось, например, с самым полным на сегодня собранием сочинений Иосифа Бродского, изданным в начале нулевых Пушкинским домом, или с семитомным собранием Марины Цветаевой (1994–1995 гг.) издательства «Эллис Лак».

Ну а самый верный, пожалуй, подход к собиранию книжной коллекции – оттолкнуться от собственной истории и воспоминаний. Если в детстве вы зачитывались «Белым клыком» или «Стариком и море», то собрания сочинений Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя будут греть вам сердце. И не стоит рассматривать книги как быструю инвестицию: затраты окупятся не скоро или вообще никогда. Зато моральные дивиденды гарантированы.