Чему Илон Маск учит детей

Основатель SpaceX против американской системы образования
«Только разбирая двигатель и собирая его обратно, ты узнаешь все о ключах, отвертках и прочих инструментах, понимаешь их значение»/ HANNIBAL HANSCHKE / AFP

В тот самый момент, когда российские родители наконец вздохнули с облегчением, узнав, что дети возвращаются к нормальному обучению, а жители многих других стран все еще с надеждой ждали открытия детских образовательных учреждений, в онлайн-школе Astra Nova School, выросшей из созданной Илоном Маском Ad Astra School, заканчивался отбор учеников на 2021/22 учебный год.

Попробовать поступить в Astra Nova, которую некоторые специалисты называют прорывом в системе американского образования, мог любой ребенок от 8 до 14 лет – неважно, из какой части света он отправлял свои ответы, какой у него уровень IQ и в какой школе он учился до этого. И это неспроста: Маск, отец шестерых детей, пять из которых школьного возраста, известен своим негативным отношением к американской системе образования.

В многочисленных интервью и выступлениях он много раз говорил, что нынешняя система тестов губительна, как и сама программа обучения обязательным предметам, которую он считает устаревшей. «Учителя не объясняют, зачем дети проходят тот или иной предмет. А это важно. И только разбирая двигатель и собирая его обратно, ты узнаешь все о ключах, отвертках и прочих инструментах, понимаешь их значение», – заявлял он на конференции ISS R&D в 2017 г.

От школы к Youtube

В 2014 г. Маск открыл в одном из кампусов SpaceX школу Ad Astra School, в которой обучались его дети и дети некоторых сотрудников его компании. Главные принципы школы – отсутствие деления на классы (все учатся вместе, у каждого ученика есть свои сильные стороны, так что даже 14-летнему подростку может пригодиться совет восьмилетки), командная работа, развитие стратегического мышления, использование игровых платформ, превращающих рутинные занятия в увлекательный процесс познания и накопления опыта, дисциплины, отличные от набора в обычных американских школах, возможность их выбора (никто не заставляет ученика посещать неинтересные ему предметы), специфическая система оценивания (баллы начисляются за проделанную работу, но не имеют значения для конца семестра), попытка объяснить суть вещей, а не простое заучивание («почему?» и «зачем?» – главные вопросы в процессе обучения). В первый год в Ad Astra было восемь учеников, к концу 2019 г. – уже 50 человек, из них только половина – члены семей сотрудников SpaceX. Обучение было бесплатным, что делало эту школу еще более привлекательной.

$31,5 тыс.

будет стоить годовой курс обучения (пять дней в неделю по 6 часов в день) в Astra Nova

Шесть лет финансирования школы и наблюдения за ходом и результатами образовательного процесса позволили Маску начать говорить более радикальные вещи. «Вам не нужен колледж, чтобы учиться», – заявил он на конференции Satelite в 2020 г. А в феврале этого года в аудиочате в Clubrooms на вопрос о своих детях он ответил, что в основном они обучались через YouTube и Reddit: «Уроки тоже были, но, судя по количеству времени, которое они провели в сети, большая часть их образования исходит из интернета».

«Илон Маск – не педагог и никогда им не будет, – комментирует Михаил Мокринский, директор российской школы «Летово», основанной владельцем «Русагро» Вадимом Мошковичем. – Как продуктолог он имеет право сказать: хочу вот так перестроить систему образования. И имеет право сформулировать максималистский лозунг, обозначить направление движения. Но дальше уже ждать от технологов и от педагогов ответов, правильны ли его идеи, возможно ли их осуществить, в какой степени это реально и когда. Ad Astra, как и многие другие частные школы, смотрят на систему образования как визионеры, идеологи. На самом деле их подход запускает решение других задач, переосмысление приоритетов в обучении и поиск ответов на новые вопросы».

От Ad Astra к Аstra Nova

Когда время эксперимента Ad Astra School подошло к концу, пришла пора выводить продукт на рынок. Так появилась Astra Nova School – онлайн-школа, первый набор учеников в которую состоялся осенью 2020 г. Правда, сам Маск уже не имеет к ней прямого отношения – он сделал лишь первоначальное пожертвование на ее открытие. Зато первые лица в администрации школы все те же. Это, например, Джошуа Дон – идеолог «новой системы», директор Ad Astra и создатель платформы Synthetis, с помощью которой ученики на симуляторах решают совсем не детские задачи (например, соревнуются с другими командами по два-три человека в успешном освоении космоса). В Astra Nova также продолжают начатое в Ad Astra сотрудничество с компанией ClassDojo, которая разрабатывает ролики-загадки, подталкивающие детей мыслить глобально и просчитывать последствия своих шагов.

Вот, например, упражнение Dinosaur Conandrum. В пустыне нашли скелет динозавра до сих пор не встречавшегося вида. Какое бизнес-решение будет более эффективным с точки зрения выгоды и пользы? Может быть, стоит построить рядом музей, что привлечет в пустыню туристов и позволит продолжить раскопки? Или лучше отвезти скелет ученым в исследовательский центр? Но тогда никто, кроме них, не увидит динозавра. А может, стоит отправить скелет в парк приключений Dinosaurus Universe, куда приезжают десятки тысяч отдыхающих? Или продать скелет частному коллекционеру, а на вырученные деньги создать его копии и отправить всем интересующимся музеям? В таких задачах нет одного правильного ответа, любой из вариантов имеет право на существование, надо только выбрать свой путь и обосновать, почему он лучший.

Пандемия COVID-19, разумеется, сыграла не последнюю роль в том, что обучение в Astra Nova будет проходить исключительно онлайн. Этот сегмент очень быстро растет: по данным исследования TalentTech, «Нетологии» и EdMarket, в 2019 г. во всем мире рынок онлайн-образования оценивался в $6,5 трлн и к 2025 г., согласно прогнозу, должен был выйти на уровень $8 трлн, однако уже в 2020 г. из-за коронавируса он вырос на впечатляющие 60%. Но дело, конечно, не только в темпах роста. Онлайн-формат позволяет без труда объединить в школе талантливых детей со всего мира и предложить им даже не столько альтернативное образование, сколько совершенно другие жизненные навыки, которые так важны в быстро меняющемся мире.

«Я думаю, что полный уход в онлайн – решение не от хорошей жизни, – возражает Мокринский. – Представим себе три типа школ. Идеальная офлайн-школа с прекрасными учителями, прекрасными детьми, с отличной учебной ситуацией. Такая же идеальная онлайн-школа – с теми же учителями и теми же детьми, но со всем разнообразием виртуальных возможностей. И третий тип школы – с возможностью всем тем же самым участникам образовательного процесса пересекать границы миров, переходить из офлайна в онлайн и обратно. Я думаю, реакция в случае такого выбора была бы однозначной: хотим переходить границы миров и использовать плюсы каждого из них. И именно по такому принципу и будут построены школы будущего. Сочетание онлайна и офлайна – стратегически правильное навсегда».

От алгебры до магии

Обучение в Astra Nova может себе позволить уже не каждый. Годовой курс обучения (пять дней в неделю по 6 часов в день) обойдется родителям в $31 500. За $7500 можно взять курс занятий только по пятницам (6 часов в день, в обучение включены четыре обязательных предмета и один или два на выбор). И наконец, есть специальная сессия за $2250 – раз в месяц, по субботам, по 3 часа. Список дисциплин каждый год меняется, в 2020/21 г. в учебном плане значатся: алгебра, геометрия, химия, астрономия, ракетостроение, робототехника, биоэтика, нейробиология, работа с литературными текстами, шекспироведение, поэзия, дизайн, прикладная статистика, базирующаяся на 3DM (Data-Driven-Decision Making), платформа Synthetis, информатика (Html, CS, искусственный интеллект, VR). Есть также курс магии (что бы это ни значило).

Высокая стоимость обучения в Astra Nova у многих вызвала негативную реакцию – мол, онлайн-школа, по идее, должна быть более доступной. Но эта школа и не собирается становиться массовым продуктом, в ее планах, скорее, создание своеобразного братства единомышленников, более подготовленных, чем другие сверстники, к решению сложных задач.