«Главное – что ты чувствуешь»
Билл Виола рассказал о своей будущей выставке в Пушкинском музееБилл Виола приехал в Москву, чтобы начать подготовку к своей большой выставке в Пушкинском музее, которая должна состояться в 2017 г. На вечере в отеле «Метрополь», организованном по этому поводу, он показал свою работу «Три женщины». Билл Виола и Кира Перов кажутся идеальной, во всем согласной, парой. Во время интервью на вопросы сначала отвечал он, потом, когда был не уверен, что все сказал, обращался к ней за помощью.
– Мы только сейчас начинаем задумываться, какой она должна быть и как мы ее представим. Завтра пойдем для этого в музей. Мы на все внимательно посмотрим и попытаемся понять, в какой степени мы можем ужиться с тем, что там уже есть.
– Для нас большая честь выставляться в таком музее, там есть потрясающие работы, это глубокое искусство, и мы думаем, как существовать с ним.
– Я очень высоко ценю этих художников. Но мои работы другие.
– Это чувство, просто чувство, которое меня ведет. Искусство невероятно многогранно, но лично я думаю, и большинство моих коллег-художников со мной согласятся: импульс должен идти от души. Не от мозга, а откуда-то изнутри, не от размышлений и умствований.
– В 1991 г. умерла моя мать, в 99-м – отец. И что же делать, когда ты теряешь мать, а потом отца. Тут уже не до умствований, дело уже не в технике или технологиях, главное – чувства, которые тебя охватывают.
– Нет. Не очень.
Кира Перов: Самые обычные образы тоже привлекают внимание. И есть работа, в которой Билл снимал все, что проходит перед его глазами, она называется «Я не знаю, что я есть, кто я и на кого похож». В ней девять минут, и она состоит из массы образов: животные, пейзажи, самые обыденные, снятые в повседневности движения. Потом, когда вы редактируете этот поток, он проходит через призму и возникает осмысление.
– И так и так. Когда я начинал, то старался все делать сам. Но потом процесс стал усложняться, появлялись все новые технические возможности, новые идеи, и я понял, что если все буду делать сам, то просто увязну в процессе и никогда его не закончу. Все самому делать невозможно, что-то надо передавать другим людям, чтобы иметь возможность думать о глубоком, самом важном.
– Нет, я об этом не думаю, ничего не просчитываю. Все очень индивидуально, Может быть, Кира хочет что-то по этому поводу сказать?
Кира Перов: Работы у нас разные, «Три женщины», которых мы привезли в Москву, – это сюжет, рассказ, и здесь лучше смотреть с начала. Люди, которые приходят на середине, задерживаются, чтобы посмотреть с начала. Но есть другие работы, у которых нет сюжетной линии. «Совершенно не важно, когда вы начинаете смотреть «Океан без берегов» – с начала или с середины. Важна реакция людей, как долго они хотят смотреть.
«Три женщины»
«Три женщины» – завораживающее, нежное видео Билла Виолы 2008 г. Три серых женских силуэта на экране постепенно оживают под потоком воды и превращаются в женщину средних лет, девушку и подростка, явно любящих друг друга. Это может быть мать с дочерьми, а может быть современный парафраз на традиционную для старой живописи тему «Три возраста женщины». Инсталляция будет показана этим летом на выставке Lexus Hybrid Art, которая откроется в кинотеатре «Россия» 22 июля.
– Да! Называется «Ночное путешествие»!
– Она такая медленная, что мы никак не можем ее закончить! Так что еще не доиграли. Если вы захотите в нее поиграть, то это затянется очень надолго.
– Просто захотелось посмотреть, там интересно.
Кира Перов: Это скорее была моя идея. Я русская. Иконы вневременны, а в Третьяковке одна из лучших в мире коллекций. И здесь можно увидеть историю иконописи. У меня родители русские, но я родилась в Австралии.
– Конечно, чувствую, естественно, чувствую! Это чувство во мне постоянно, эта «мистическая составляющая» иногда просто сидит у меня за правым плечом и ждет, что я сейчас сделаю. Иногда это уходит надолго, потом внезапно вновь возникает рядом.
– Конечно, проводником. Вдруг в тебе нечто возникает... Вот я работаю, делаю что-то, потом мне нужно прерваться, я делаю перерыв, возвращаюсь, готов работать. И вдруг будто какое-то невидимое существо хватает меня за руку и говорит: нет, подожди, не так, не сейчас, остановись. И через некоторое время у меня возникает совсем другая идея и я начинаю делать что-то заново. Иногда я просто останавливаюсь, чтобы выпить воды, а какой-то голос мне говорит: подожди, нужно сначала сделать другое. Я сажусь и начинаю что-то писать, а потом вдруг заканчиваю. Сейчас это происходит реже, но, когда я был моложе, только так и было.