Серджио Момо: «Аромат – это страсть и удовольствие, эмоции, которые он вызывает, а не набор нот и ингредиентов»

Чтобы понять духи, нужно ориентироваться на свои чувства, а не на словесные описания, считает Серджио Момо
За десять лет парфюмеры Xerjoff создали более 65 ароматов/ Xerjoff

Еще до появления собственного парфюмерного бизнеса Серджио Момо коллекционировал произведения парфюмерного искусcтва. В его собрании — первые ароматы Guerlain, Seed, Robert Piguet и многих других марок, ставших историей парфюмерии. Первые ароматы Момо создал в 2003 г., сначала просто как хобби, например подарки друзьям. Год спустя вместе с дизайнером Доменико Сальво парфюмер придумал бренд нишевой парфюмерии Xerjoff. Сегодня компания Xerjoff — это более 65 созданных ароматов, пять парфюмерных компаний-партнеров и бесконечное число поездок в поисках новых ингредиентов и источников вдохновения.

– Что такое нишевые ароматы сегодня?

– Я бы сказал, что ниша — это самое новое и оригинальное, что есть в парфюмерии. Поэтому и определение, что такое нишевые ароматы, непостоянно и меняется. Нечасто, но меняется. Смотрите, в 20-е годы, когда были созданы знаменитые Shalimar Guerlain, Chanel №5 или ароматы Coty, новым словом была синтетическая составляющая. Их создатели отказались от натуральных компонентов в пользу искусственных — и прославились. Сейчас идет обратная тенденция, всех снова привлекает природа, ее совершенство и разнообразие. Не в последнюю очередь это связано с тем, что раньше сложнее было получить синтетические компоненты, сейчас труднее найти натуральные. Все ингредиенты, с которыми мы работаем, имеют исключительно органическое происхождение. Я сам ищу по всему свету редкие и качественные материалы. Например, масло тосканского ириса сейчас встречается все реже, как и роза, выращенная на юге Франции. Философию Xerjoff можно выразить словами Naturae Xquisite - "изысканность природы".

Второй момент, которого ждут от нишевой парфюмерии, — необычность, искусство, а не коммерция. Какое-то время назад предполагалось, что ниша — это исключительно творчество. Сейчас, конечно, конкуренция среди нишевых марок выше, и многие больше думают о продажах. В этом нет ничего плохого! Важно, чтобы нишевый парфюм был чем-то большим, чем «цветочный» или «восточный» аромат, чтобы он рассказывал историю, создавал настроение, соответствовал хобби и увлечениям тех, кому может понравиться. Например, наша коллекция 17/17 — это впечатления от разных уголков планеты, каждый ее аромат рождает ассоциации и будит воспоминания о местах, где многие из нас бывали.

– Из чего складывается стоимость таких духов?

– Цену продукта в первую очередь формируют затраты на материалы и технологии. Как я уже говорил, мы используем только натуральные компоненты. К тому же строго следим за их качеством. Например, лаванду для Xerjoff по-прежнему собирают вручную, а уд выращивают на лучших плантациях в Лаосе и выдерживают, как и положено, 15 лет. Также процесс производства нельзя отладить раз и навсегда, его нужно контролировать постоянно. Ведь если цветок вырастить в другом месте или изменить технологию дистилляции, композиция также изменится, и тогда задуманной гармоничности и целостности аромата уже не получится.

Но у нас нет затрат на рекламу. Как многие нишевые бренды, мы не работаем со звездами и не оплачиваем их гонорары.

– Насколько важен антураж? Часто флаконы стоят не меньше, чем содержимое, но оправданно ли это?

– О, это важно, безусловно! Во-первых, нишевые ароматы — это история, как фильм или литературное произведение. Чтобы создать целостное впечатление, важны детали. Флаконы из венецианского стекла работы муранских стеклодувов подчеркивают ценность и неповторимость наших ароматов. Крышечка флакона стала важной стилистической характеристикой XerJoff: она напоминает головные уборы фараонов, а в Турине (городе, где расположена наша компания) находится крупнейший в Италии музей Египта, и эта культура важна для всех туринцев. Но, кроме этого, она не просто закрывает флакон, а служит стражем ценного содержимого.

– Потребителю реально сориентироваться в многообразии ароматов, ведь сегодня представлены тысячи наименований парфюмерии? Что нужно знать, чтобы разбираться в мире парфюмерии?

– Нужно знать себя, как бы неожиданно это ни звучало. Свои желания, интересы, то, что нравится и делает счастливым. Это гораздо важнее, чем знать структуру аромата и список базовых нот или нот сердца. Когда мы презентовали коллекцию Join the Club, то не стали раскрывать список нот и ингредиентов парфюмов. Люди слишком много (и напрасно!) думают об этой, в сущности, технической информации. Разве перечисление «цветочные, фужерные, древесные, базовые и т. д.» может повлиять на то, понравится вам запах или нет? Эти характеристики нужны парфюмерам для работы. Знаете, в свое время была такая реклама у Rolls-Royce – там не было указано, какова мощность у двигателя автомобиля. Вместо мощности в лошадиных силах было указано «достаточно». Когда вы пробуете новый аромат, важно другое — страсть и удовольствие, эмоции, которые он вызывает, а подробности об ингредиентах только отвлекают от этого важного эмоционального контакта. Вы же не станете интересоваться составом краски, глядя на картину, вы наслаждаетесь искусством, произведением в целом! С ароматами — то же самое.

– Как часто у вас появляются новинки?

– Довольно часто. Не скажу, как именно, — ведь у нас нет графика. Ароматы появляются, когда мы находим новый ингредиент, например. Или когда есть достойный аромата повод. Новая коллекция «1861» посвящена Италии. 1861 год считается годом возникновения Италии как государства, тогда все независимые итальянские государства объединились в единую страну. Эту дату мы празднуем тремя ароматами — Zefiro, Naxos и Renaissance — разными, как сама Италия.

– Кому адресованы эти ароматы?

– Что можно ответить, кроме как "всем". (Смеется.) У них разный характер: Renaissance посвящен возрождению Италии, Naxos – Сицилии, а Zefiro — Риму. Naxos самый легкий из них, в нем цитрусовые ноты сочетаются с корицей и медом. При этом это аромат унисекс. Zefiro, напротив, глубокий и таинственный, мы использовали в нем такие нечастые для духов компоненты, как винное сусло, смолу элеми и ладан. Renaissance объединяет цитрусовые и цветочные ноты с крепкими амброй и мускусом. Но, как я уже говорил, перечисление нот и компонентов ничего не скажет о поэзии аромата. Мы же не поймем вкус вина или итальянской пасты, пока не попробуем, каким бы талантливым ни был повар, — надо пробовать.