Андреа Буччеллати: Русские женщины полны чувства, страсти, эмоций, таким нравятся украшения Buccellati

Андреа Буччеллати об инвестициях в драгоценности, золотых дел мастерах и моде на ювелирные украшения
Нынешний руководитель ювелирного дома Buccellati - Андреа Буччеллати/ А. Гордеев/ Ведомости

Ювелирный дом Buccellati, созданный Контардо Буччеллати в середине XVIII в. в Милане, до сих пор остается семейным делом, сейчас им руководит Андреа Буччеллати, он президент и главный дизайнер дома. Buccellati производит женские часы, ювелирные украшения и столовое серебро, все изделия создаются мастерами вручную. Buccellati – это «кружевные» драгоценности и виртуозные техники гравировки и обработки драгоценных металлов так называемым мозаичным способом, изобретенные Марио Буччеллати в 20-е гг. прошлого века. Первый магазин марка открыла в Милане в 1919 г., сейчас ее бутики работают по всему миру. В Москве бутик Buccellati открылся в декабре 2005 г., а в 2008 г. в Московском Кремле прошла выставка «Буччеллати. Искусство вне времени». О ювелирных украшениях как инвестиции, тенденциях моды и вечных ценностях Андреа Буччеллати рассказал «Ведомостям» накануне десятилетнего юбилея марки в России.

– Сейчас, во время кризиса, все ищут возможности для инвестирования или сохранения средств. Как вы считаете, есть ли смысл вкладывать в ювелирные украшения и если да, то на что нужно ориентироваться, выбирая драгоценности с целью заработать на них или хотя бы не потерять?

– Если говорить прямо, то украшения – не самый простой способ заработать. Во-первых, украшения массового производства, те, что продаются в магазинах, даже если это громкий бренд, – это точно не инвестиция и даже не способ деньги сохранить. Да, обычно украшения дорожают, но растет только их цена в бутике. Заработать, если что-то купить в бутике, а через пару лет самостоятельно продать, – невозможно. Другое дело, что качественное украшение – это покупка на годы и десятилетия, поэтому если есть планы покупать и носить украшения, то это, конечно, хорошее вложение.

Отдельный вопрос – это уникальные драгоценности: исторические, музейные, те, которые носили знаменитости и изготовленные вручную в единственном экземпляре. Такие вещи – да, можно покупать как произведения искусства с целью последующей продажи. Но при этом надо понимать, что это, во-первых, долгосрочная инвестиция, на 10-15 лет минимум. А во-вторых, такая покупка требует больших вложений. Но она окупится. Например, если купить Faberge, то, конечно, его можно потом продать гораздо дороже: это безупречные работы с точки зрения мастерства ювелира, к тому же изделий Faberge ограниченное количество, их больше не делают.

– Подождите, как не делают? Марка Faberge существует и выпускает новые коллекции.

– Ну что вы, это несравнимые вещи – уникальные вещи великого мастера и современное производство. Карл Фаберже – абсолютный гений, созданные им вещи уникальны и по замыслу, и по мастерству исполнения.

– То есть громкий бренд не гарантирует того, что украшение безупречно?

– Бренд – это в первую очередь гарантия качества и подлинности изделия. Все крупные марки работают с качественным сырьем, поэтому, покупая украшение, можно быть уверенным в чистоте камней, металла, хорошем уровне ювелирной работы. Что касается уникальности изделия – важно различать массовые коллекции, fine jewelry, и высокое ювелирное искусство.

– Как инструменту инвестирования русские больше доверяют крупным камням, а не, например, тонкой ювелирной работе или дизайну. На что советуете ориентироваться вы?

– Я бы сказал, что это взаимосвязанные вещи: часто камень требует определенной техники и сам подсказывает дизайнерское решение. Например, Buccellati посчастливилось найти уникальную барочную жемчужину – крупную, невероятной формы. Сами ее очертания и размер подсказали, для какого украшения она подойдет: мы сделали брошь Elefant, она потом вошла в коллекцию украшений, которые показывали на выставке в Кремле. Так что нельзя сказать – вкладывайте только в крупные камни, или – ищите сложную ювелирную технику. Важно всё вместе.

– Как создаются изделия Buccellati, сколько нужно времени, чтобы создать украшение, которое впоследствии можно продемонстрировать в музее?

– Buccellati – это максимально высокое качество материалов плюс ювелирное мастерство. В первую очередь мы применяем ручной труд и все традиции ювелирной работы, которые сохранились еще с эпохи Возрождения. Например, мастера работают резцами и сверлами, какие использовались еще в XVIII в., с их помощью можно прорезать в цельном куске золота очень тонкий орнамент или покрыть украшение несколькими видами гравировки так, что на металле не останется ни миллиметра гладкой поверхности! Конечно, мы используем современные возможности, но стараемся сохранять все техники, передавать из поколения в поколения накопленное мастерство. Знаете, я называют тех, кто трудится у нас, золотых дел мастерами, а само пространство – мастерской, термины немного из прошлого, но точные. У нас сохраняется традиция передачи ремесла – от мастера к ученику, от отца к сыну. Я сам учился не у своего отца, а у деда, но все равно, как все, постепенно, год за годом, приобщался к мастерству.

– Насколько это долгий путь?

– Учеником и помощником мастера нужно проработать два-три года, прежде чем допустят к непосредственной работе над украшением. Изготовление изделий тоже не быстрый процесс: на создание коллекции из пяти украшений уходит год работы 10-12 мастеров. Некоторые уникальные изделия делают несколько лет – например, «Смитсоновскую чашу» мой отец начал в 1976 г., а закончил в 2000-м.

– Коллекции выходят редко, создание украшений занимает много времени – это не создает сложностей с попаданием в тенденции?

– Задачи «быть в тенденции» или «быть модными» у Buccellati нет и не было. У нас свой самобытный, ярко выраженный стиль, для нас тенденции не имеют значения, марка живет в своем мире. Скорее, Buccellati учитывает глобальный интерес клиентов, например, при выборе материалов (золота или платины), тех или иных сочетаний, цветных камней или бриллиантов. Во-вторых, мода определяет, как женщины носят украшения. Тут мировые тенденции действительно имеют решающее значение.

Но в 2015 г. мы запустили линию Opera для более молодой аудитории и теперь будем представлять коллекцию каждый год – а не по мере производства, как с нашими «музейными» украшениями.

– Украшения Opera – женственные, утонченные, вы называете линию молодежной, но она очень близка к классике. Почему не стали экспериментировать, например, с рок-тематикой, которая сейчас очень актуальна?

– Очень просто: мы делаем только то, что умеем. Рок, эпатаж – это не наша сильная сторона. Сейчас много ювелирных марок, и, стремясь выделиться, многие забывают о красоте, гармонии. Я считаю, что украшения должны именно украшать, а не шокировать.

– Вы сказали, что марка живет в своем мире. Но перед тем как создать новую линию, вы изучали рынок, проводили исследования?

– Скорее, мы ориентировались на внутреннее ощущение, что пора меняться: мир изменился, появился запрос на более практичные украшения, которые можно носить каждый день, сочетать с простой, повседневной одеждой. Моя дочь обратила на это мое внимание, это была ее идея, и она занималась ее воплощением.

– Как вы думаете, тенденция последних лет носить украшения каждый день с джинсами не приводит к обесцениванию ювелирного искусства? Сейчас к драгоценностям стали относиться как-то совсем запросто и по-свойски.

– Конечно, круг поводов, по которым надевают украшения, значительно расширился. Собственно, уже и не нужен никакой повод, чтобы носить драгоценности. Если раньше было немыслимо, чтобы женщина надела украшения, отправляясь, например, просто за продуктами, то сейчас это в порядке вещей. Я не вижу в этом ничего плохого. Другое дело, что важен вопрос уместности: для повседневности нужны одни украшения, для премьеры в La Scala – другие.

– Для Buccellati это юбилейный год: марка отмечает десять лет в России. Как вы оцените прошедшее время?

– У русских и итальянцев много общего, русские женщины полны чувства, страсти, эмоций, таким нравятся украшения Buccellati. Вы говорили, что русские уважают крупные камни, но я бы сказал, что ювелирную работу в России тоже очень понимают и ценят. Многие наши уникальные и смелые изделия нашли своего покупателя именно здесь.