Статья опубликована в № 2608 от 20.05.2010 под заголовком: От редакции: Надбавка за знания

В России снижается премия за знания

Д.Гришкин

Сохранение нынешней структуры отечественной экономики ведет не только к увеличению технологического отставания России от развитых стран. Ключевые позиции сырьевых отраслей и медленное развитие хайтека в будущем могут привести к уменьшению финансовой привлекательности высшего образования. Проще говоря, дипломированные специалисты не будут цениться работодателями выше их менее образованных коллег. А это, в свою очередь, может привести к дальнейшему падению качества и престижа отечественного высшего образования и оттоку талантливых студентов за границу.

Исследование Анны Лукьяновой из Высшей школы экономики «Отдача от образования: что показывает метаанализ» демонстрирует интересную тенденцию. Вопреки расхожему мнению, «лихие 90-е» повысили отдачу от высшего образования. Сопоставив данные ежегодных мониторингов экономического положения и здоровья и других статистических исследований, автор подсчитал «премию за знания». В 1990 г., накануне рыночных преобразований, один год обучения в вузе при условии его завершения означал среднюю прибавку к зарплате в 4,2%. В 1998 г. премия за образованность выросла в 1,6 раза до 7%. Российская надбавка за знания достигла своего пика в 8% в 2003–2004 гг. По международным меркам это высокая отдача от образования, она соответствует средним оценкам по странам – членам ОЭСР.

Рост отдачи от образования в годы реформ объясняется несколькими факторами. В годы плановой экономики государство искусственно занижало зарплату работающим в непроизводственной сфере, в том числе специалистам с высшим образованием. Их заработки служили поводом для анекдотов и причиной для перехода многих инженеров на рабочие должности. Формальное понижение социального статуса компенсировалось материальным выигрышем. Экономические преобразования 1990-х гг. радикально изменили структуру рынка труда и механизмы формирования зарплаты.

Создание многочисленных частных компаний, в которых размер вознаграждения за труд определялся рынком, повысило спрос на работников с более широким кругом умений и компетенций, на людей, способных быстро овладеть не только смежной, но и совершенно незнакомой специальностью. При этом спрос на специалистов с дипломом вырос даже на должности, не требовавшие высшего образования.

Быстрый рост экономики за счет сырьевого сектора в тучные нулевые при слабом развитии высокотехнологичных отраслей породил высокий спрос на дипломы и соответствующее предложение. В России расцвел бизнес псевдообразования. В 1995 г. в 762 российских вузах учились 2,8 млн студентов. В 2000 г. в 965 университетах и академиях учились и создавали видимость обучения уже 4,7 млн студентов, в прошлом году вузов насчитывалось более 1100, студентов – почти 7,5 млн (!). Особенно быстро, с 850 000 до 3,4 млн, выросло число студентов, получающих заочное (или «заушное») образование. Многие вузы и их филиалы снизили требования к качеству абитуриентов и превратились из места получения знаний и компетенций в конторы по выдаче отсрочек от армии и корочек. Рынок труда отреагировал на это снижением интереса работодателей к выпускникам многих вузов, часто не имеющим должных профессиональных знаний и навыков. Как следствие, в 2004–2009 гг. премия за знания начала снижаться и составила 7,1%. По прогнозам автора исследования, снижение отдачи от образования в России продолжится, несмотря на противоположную мировую тенденцию.

Ситуация изменится, если Россия начнет на деле, а не на словах строить новую экономику, требующую постоянного совершенствования знаний и компетенций. Их обладатели, способные и желающие повышать квалификацию, расширять свои профессиональные горизонты, повысят отдачу от образования. Необходимость получать качественные знания понизит спрос на обучение в псевдоуниверситетах и приведет к их разорению.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать