Как откровенность в социальных сетях может навредить карьере

К каким последствиям может привести излишняя откровенность или неосмотрительность сотрудников в социальных сетях

Только в феврале 2011 г. произошло сразу два громких дела с отстранением от работы лиц, чьи действия в социальных сетях не понравились работодателям. Первый «социальный» скандал разразился после того, как в интернете был выложен видеоклип, снятый сотрудниками отделения Федеральной таможенной службы (ФТС) во Владивостоке. На видео сотрудники таможни танцуют в служебных помещениях вместе с неизвестными девушками (одна из которых в таможенной форме выплясывает на столе), пьют шампанское и катаются по полу в мундирах. Как сообщили в пресс-службе ФТС, руководство усмотрело в нем ряд нарушений должностных инструкций. Сейчас во владивостокском отделении ФТС проводится служебная проверка.

Второй конфликт возник в Бурятии. Как пишет ИА «Байкал медиа», 4 февраля комиссия по судебной этике при совете судей Бурятии предоставила в совет судей республики заключение «о наличии в действиях судьи Ирины Левандовской нарушений норм судейской этики при размещении в социальной сети «В контакте» личных фотографий, демонстрирующих употребление спиртного». До марта этого года Левандовская формально находится в отпуске, после его окончания она, вероятно, уйдет в отставку, пишет ИА «Байкал медиа». Связаться с Левандовской не удалось

Делают что хотят

Анастасию, ведущую блог в «Живом журнале» под ником pryanya, вынудили уволиться из юридического отдела одной из структур, входящих в «Газпром», рассказала она сама. Девушка регулярно описывала свои похождения с друзьями по дискотекам, и, когда распечатка ее сообщения попала на стол начальнице, девушке настоятельно рекомендовали написать заявление по собственному желанию, дав понять, что спокойно работать в компании ей больше не дадут.

«Я действительно описывала свою развеселую жизнь. Но на моей работе это никоим образом не отражалось. У меня не было выговоров, я никогда не опаздывала, не нарушала трудовую дисциплину. Однако системные администраторы запеленговали мой блог и передали начальнице, – рассказывает Анастасия. – Мне сказали, что мой моральный облик не соответствует облику сотрудника юридического отдела такой организации, и доводов, что в свободное от работы время я могу вести себя как угодно, не услышали».

«Социальные сети сделали понятие частной жизни очень расплывчатым, – признает Юрий Вировец, президент компании HeadHunter. – Когда мысли, идеи, поступки человека становятся доступны для изучения компаниями, могут появиться как новые карьерные перспективы, так и масса неприятных ситуаций».

Найти или потерять

Если вести себя осторожно, то социальные сети могут принести карьере только пользу, говорит Наталия Орехова, PR-менеджер Penny Lane Realty. Несколько последних рабочих мест Орехова нашла, общаясь именно в социальных сетях и блогах. «В кризис, когда сотрудников стали увольнять, а зарплату урезать, в моем отделе уволили шесть человек. Все их функции перешли ко мне, а вознаграждение, напротив, уменьшилось. Я возмущенно написала об этом в своем блоге. Пост попал в топ, но поскольку название компании я не упоминала, то скандала на работе не произошло. Однако директора, видя общий настрой комментариев, в скором времени пошли на уступки».

«Со случаями, когда нас работодатели просили посмотреть аккаунты потенциально интересных кандидатов на вакантные должности, я не сталкивалась, – говорит Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити». Но она знает примеры, когда работодатели самостоятельно смотрели странички заинтересовавших их кандидатов.

«Конечно, нам важен моральный облик кандидата или сотрудника компании, но для этого мы не пускаемся в глубины его личной жизни и не изучаем аккаунты в социальных сетях, – говорит Юрий Григорьян, директор по управлению персоналом УК «Альфа-капитал». – Считаем, что каждый человек имеет право на свою личную жизнь».

По новым сотрудникам в компании проводят стандартную проверку: собирают отзывы от руководителя и коллег с прошлого места работы. Григорьяну еще не приходилось обсуждать с сотрудниками их поведение в социальных сетях.

В компании DHL уважают право сотрудников на частную жизнь и специально их активность в социальных сетях не изучают, говорит Елена Петрова, директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы. Однако в компании уже почти два года действует проект по мониторингу и обработке отзывов клиентов в блогах, на форумах и в социальных сетях. «Мы, как правило, в курсе, в каком ключе упоминается DHL как работодатель, – утверждает она. – И реагируем на факты нарушения сотрудниками соглашения о конфиденциальности». «Онлайн-среда не является исключением, и, принимая решение написать о чем-то, что касается его работы, человек должен представлять и меру своей ответственности за написанное», – говорит Петрова. Однако, по ее словам, личные фотографии и любая информация о внерабочей жизни сотрудников работодателя не интересуют.

Тайное стало явным

Неосмотрительно размещенная информация может не только привести к неприятностям на текущей работе, но и отразиться на репутации, считает Орехова из Penny Lane Realty. «До недавнего времени мы в социальные сети не заглядывали, – признается Александр Соболенко, генеральный директор инвестиционной компании «Грандис капитал». – Но сейчас все чаще в присылаемых резюме содержится строка с адресом страницы в какой-либо социальной сети».

Довольно часто это приносит соискателям больше вреда, чем пользы, говорит Соболенко. Личные страницы могут раскрывать внутренний мир человека куда больше, чем этого можно добиться на собеседованиях, отмечает он.

К «социальной» жизни уже действующих сотрудников в «Грандис капитале» относятся проще. «В этом случае на первый план выходят уровень его профессионализма и степень лояльности к компании, а не особенности личной жизни», – говорит Соболенко. Впрочем, пока с ситуацией, когда кто-то из коллег размещал откровенного рода фотографии в сети и об этом становилось широко известно, в компании не сталкивались.

Информация в интернете никуда не исчезает, поэтому в сети нужно вести себя так же, как при личном общении, советует Вировец. Пустой треп в сети равноценен пустому трепу в зале, где сидят вместе ваши боссы, будущие и прошлые работодатели, друзья и враги, заключает Вировец.