Эмоциональный интеллект – еще один показатель эффективности руководителя

Управлять компанией с помощью эмоционального интеллекта в российском бизнесе сегодня модно. Но это похоже на поиск нового лекарства от всех бед – проглоти и станешь хорошим управленцем. Ученые, всерьез разрабатывающие теорию ЭИ, без устали критикуют отечественные бизнес-практики развития ЭИ, считая их едва ли не шарлатанством
Fotolia PhotoXPress

«В нашем бизнесе широкое распространение получили «смешанные» модели ЭИ, – сожалеет Елена Хлевная, управляющий партнер компании «Международный центр «КТК. Коучинг. Тренинг. Консалтинг», кандидат экономических наук и автор исследования «Влияние эмоционального интеллекта на достижение ключевых показателей эффективности (KPI)». – В такой ситуации важно отделить зерна от плевел. Поэтому сначала специалисты нашего центра изучили подлинную конструкцию эмоционального интеллекта, связались с ее авторами – П. Сэловеем, Д. Майером, Д. Карузо. Затем разработали программу развития ЭИ для российского бизнеса, провели обучение, замерили результаты у слушателей программы и научно обосновали: ЭИ действительно можно развивать!»

В центре комнаты сидит человек, на груди у него табличка: «Я = интеграл по бесконечности познания себя». Это «формула личности», которую он для себя вывел, а теперь должен расшифровать окружающим и ответить на их вопросы. Расшифровав очередную личность, участники игры садятся в круг и закрывают глаза. Каждый, не открывая глаз, выбирает любого партнера из команды и, не объявляя его имени, описывает, что тот сейчас чувствует. Другие должны угадать, о ком идет речь.

Это не тренинг по командообразованию, а попытка научиться управлять эмоциональным интеллектом, поясняет Марат Пукита, директор по персоналу аутсорсингового подразделения группы BDO в России, где практикуют такие занятия. Они, конечно, не обходятся без смеха – многим непривычно участвовать в подобных играх. Однако на занятиях отрабатываются действительно важные для работы навыки: коллеги учатся распознавать собственные эмоции и чувства других людей и управлять ими, утверждает Пукита. Более того, по его словам, у тренингов есть конкретные результаты. С их помощью, например, HR-директору удалось урегулировать конфликт в одном из подразделений компании.

Что это такое

Теорию эмоционального интеллекта (ЭИ) начали разрабатывать в 1990-х гг. американские ученые Джон Майер, Питер Сэловей и Дэвид Карузо. Они определяли ЭИ как четко измеряемую способность личности распознавать и интерпретировать эмоции, а также продуктивно использовать их для оптимального решения проблем. Для оценки ЭИ ученые создали методику MayerSaloveyCaruso Emotional Intelligence Test (МSCEIT).

Крупные международные компании тут же воспользовались новыми научными разработками. В докладе, опубликованном в 2009 г. международной тренинговой компанией Talent Smart, рассказывается о конкретных финансовых успехах, которых добились компании, использующие ЭИ сотрудников и руководителей. Например, компания L’Oreal в 2003 г. выделила в отдельную группу менеджеров по продажам, которые прошли тренинг по использованию ЭИ. В течение следующего года каждый менеджер этой группы повысил прибыль компании в среднем на $91 370. А крупная международная консалтинговая компания Multinational Consulting Firm в 2002 г. измерила с помощью MSCEIT ЭИ своих топ-менеджеров и выяснила: каждый руководитель с развитым ЭИ ежегодно приносил компании прибыль на $1,2 млн больше, чем топ-менеджер с более низким ЭИ. В целом руководители с высоким уровнем ЭИ увеличивали годовую прибыль компании на 139%.

Где заветная кнопка

«Менеджеры, которые приходят ко мне на обучение, просят: «Научите меня сдерживаться. Я понимаю, что часто обижаю людей и порчу отношения с подчиненными, но справиться с собой не могу», – рассказывает Екатерина Лопухина, независимый психолог и коуч. Но вообще, по ее словам, сегодня все хотят научиться управлять собственными и чужими эмоциями, лишь бы стать эффективным лидером и выбиться в начальники: «Многие озабочены одним: где у подчиненных та самая кнопка, на которую можно нажать и получить лучшие результаты работы и, как следствие, собственное продвижение по карьерной лестнице».

«Мы часто слышим после тренингов: «Спасибо за полученные знания, у меня теперь новая должность и новая машина», – смеется Сергей Шабанов, гендиректор и владелец компании EQuator trainings, которая проводит тренинги в контексте использования ЭИ руководителя.

Прямая связь между достижением ключевых показателей эффективности (KPI) и эмоциональным интеллектом руководителей четко прослеживается в российском бизнесе, уверена Хлевная. В ее исследовании приняли участие 166 российских топ-менеджеров, из них 109 мужчин и 57 женщин. Стаж руководящей работы испытуемых составлял в среднем восемь лет. Для измерения ЭИ была использована русскоязычная версия MSCEIT. Результаты тестирования показали: российские руководители, умеющие оптимальным способом вербализировать именно те эмоции, которые способствуют эффективной организации деятельности сотрудников, получают экономические выгоды для своего предприятия.

Однако на практике в российском бизнесе никто никогда не подсчитывал прямых финансовых выгод от грамотного использования ЭИ, говорит Антон Главатских, бизнес-тренер компании EQuator trainings: «Все знают, что если компания уделяет внимание ЭИ, то многие бизнес-процессы идут быстрее, а значит, растут продуктивность и финансовые показатели. Но прямую связь проследить сложно».

Нужно не всем

«В России до сих пор сильны авторитарные и клановые традиции управления. В компаниях с такими корпоративными культурами не интересуются развитием ЭИ топ-менеджеров и сотрудников, так как в подобных культурах преобладает политика и, как следствие, практикуется скрытое манипулирование, – говорит Пукита из BDO. – Руководству не выгодно развивать ЭИ, поскольку нет потребности в открытом партнерском взаимодействии. Однако рано или поздно этим компаниям придется отказаться от такого стиля управления, так как манипулирование в современных условиях открытости информации быстро обнаруживает себя и приводит к «внутреннему увольнению» сотрудников, тихому саботажу, падению лояльности к бизнес-решениям компании, увеличению текучки персонала».

Управлением на основе ЭИ интересуются больше западные компании и крупные российские, говорит Главатских: «Менеджеры хотят «таблетку», которая сразу научит управлять людьми. Но реальный результат дает как минимум полугодовой курс».

Светлана Алипова-Святозарова, старший научный сотрудник ВШМБ и автор тренинга «Эмоциональный интеллект руководителя», отмечает рост интереса к своей теме. Раньше она читала лекции только в рамках российских программ MBA для топ-менеджеров, сейчас ее приглашают прочесть тот же курс и для государственных чиновников. «На занятиях я прошу, например, произнести одну и ту же фразу шесть раз с разными оттенками эмоций и разными интонациями», – рассказывает тренер. Многие спотыкаются уже на второй-третий раз и понимают: надо учиться выражать эмоции. Без этого невозможно управлять людьми, а в конечном счете преуспеть на рынке, заключает она.