Работодатели ищут персонал в обход кадровых агентств

Подбирая персонал, работодатели все чаще обходятся без услуг кадровых агентств и размещают вакансии сами. На долю агентств в конце 2011 г. пришлось всего лишь 10% размещенных вакансий. В чем же причины?

Прямые работодатели размещают вакансии активнее, чем кадровые агентства, к такому выводу пришли исследователи портала hh.ru, проанализировав почти 1,5 млн вакансий, размещенных в период с 2008 по 2011 г. на сайтах hh.ru, rabota.mail.ru и career.ru, и опросив более 10 000 соискателей. По итогам IV квартала 2011 г. количество вакансий, размещенных прямыми работодателями, было на 65% выше, чем в I квартале 2008 г. А вот вакансий, размещенных кадровыми агентствами, на 16% меньше по сравнению с аналогичным периодом.

Исследователи утверждают, что последние три года на рынке труда наблюдается вытеснение вакансий, размещенных кадровыми агентствами. На их долю в IV квартале 2011 г. пришлось 10%, тогда как в I квартале 2008 г. – 18%.

«Действительно, с августа 2011 г. мы наблюдаем снижение активности работодателей с точки зрения привлечения кадровых агентств, – подтверждает тенденцию Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра «Юнити». – Связано это с тем, что многие российские компании в условиях разворачивающегося кризиса в Европе и США предпочли занять осторожно выжидательную позицию. Наши клиенты рассказывают о том, что собственники компаний откладывают начало крупных новых проектов на полгода и более. Кадровые агентства здесь ни при чем, компании просто экономят бюджет и предпочитают подбирать персонал сами».

«Основная причина отказа от услуг агентств – наличие огромного количества информации о кандидатах в интернете. В результате ценность услуги агентства по поиску информации о кандидатах свелась к нулю, – считает Юрий Вировец, президент ГК HeadHunter. – Компании обращаются к ним скорее не за поиском, а за оценкой, сравнением и рекомендацией. И, как правило, это более высокооплачиваемые вакансии, чем в среднем по рынку».

«Именно! Помимо непосредственно подбора персонала (а мы почти всегда работаем со сложными вакансиями) мы в ходе проектов консультируем заказчиков по разным аспектам работы с персоналом», – добавляет Горюнова.

Среди тех, кто когда-либо искал работу самостоятельно, 57% отметили, что откликаются на вакансии, которые размещает только прямой работодатель на специальных работных сайтах. На вакансии только от кадрового агентства откликаются всего 8% опрошенных.

Основными недостатками вакансий, которые размещают кадровые агентства, являются отсутствие информации о непосредственном работодателе (64%) и слишком длинная цепочка взаимодействия с агентством (49%).

Среди недостатков вакансий, которые размещают только прямые работодатели, 32% опрошенных отметили небольшое количество размещенных вакансий.

«В основном мы закрываем вакансии своими силами, но бывают случаи, когда приходится обращаться к услугам кадровых агентств. Обычно в агентства отдаем конфиденциальные вакансии, когда не хотим по тем или иным причинам выпускать на рынок информацию об открывшейся позиции, или вакансии начального уровня, когда за короткое время нужно отсмотреть большое количество претендентов, а наши ресурсы этого в данный момент не позволяют», – рассказала Елена Качалова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала ОАО «Альфастрахование».

«Кроме очевидных, экономических, факторов, существует определенный уровень недоверия к кадровым агентствам. Если агентство недавно на рынке, значит, не будет попадания, если же оно слишком давно на рынке, то велик риск того, что в нем уже все забюрократизировано, – отмечает Ольга Чернышева, заместитель генерального директора по кадровой политике ЗАО «Группа Капиталъ управление активами». – Искать самим практически всегда быстрее, эффективнее и дешевле».

Компания Чернышевой в 2011 г. закрыла через агентства лишь две вакансии. Эксперт говорит, что, размещая вакансию напрямую, работодатель закидывает сеть, в которую надеется поймать большой улов, что в основном и происходит. Минус такого подхода в том, что соискатели делают то же самое, иногда не вникая в предложения и откликаясь на все размещенные вакансии, которые подчас совершенно не соответствуют их профилю – мол, где-нибудь да выстрелит.