Российские игроки в нише дистанционного обучения работают на будущее

В $250 млн оценили инвесторы компанию Tutor.com – лидера мирового рынка онлайн-обучения. Российский рынок услуг онлайн-репетиторства пока только формируется, но самые продвинутые репетиторы, создавшие свои компании онлайн-обучения, ожидают прихода больших денег уже в ближайшие годы

Быстрее всех

23. процента в год – такой рост, по данным Smart Inform, показывает российский рынок дистанционного образования. Вдвое быстрее, чем в мире. К 2015 г. треть студентов в стране будут учиться по методикам дистанционного обучения.

О перспективах дистанционного обучения Александр Пашков задумался, наблюдая за тем, как его жена, педагог, помогает племяннице по телефону делать домашние задания и разъясняет непонятные темы. «Даже просто по телефону это работало эффективно», – отмечает он. Тогда же, в 2009 г., вместе с партнером Олегом Яновским они случайно обнаружили американский сайт tutor.com, предлагавший дистанционные онлайн-уроки с преподавателем почти по любому предмету (портал провел уже более 8 млн онлайн-уроков). «Первые 15 минут урока были бесплатными, и мы решили попробовать математику. Через минуту тьютор (именно так в интернет-среде называют преподавателя, использующего дистанционную систему обучения) уже был на связи», – говорит Пашков. Позже бизнесмены заказали исследование российского рынка и поняли, что это может быть перспективной нишей для бизнеса.

В ожидании выстрела

Два тренда в исследовании убедили Пашкова с партнером инвестировать средства, заработанные на других проектах, в новый бизнес. Первый тренд – явный рост спроса на услуги репетиторов. Второй – рост онлайн-услуг в целом и заметный рост онлайн-образования за рубежом. В США первые компании, предлагающие такой сервис, появились более 10 лет назад. К 2006 г. доля онлайн-репетиторов выросла до 6%, и динамика была возрастающей. В 2012 г., по данным Smart Inform, в США 51% образовательных услуг осуществляется через интернет.

Второй (после американского tutor.com) крупнейший мировой игрок – индийская компания TutorVista (провела более 7 млн уроков) продала в 2011 г. 59% своих акций британской издательской компании Pearson за $127 млн.

«Мы не искали быстрого заработка. Понимали, что на этом рынке в России больших денег пока нет. Поэтому полтора года потратили на разработку программного обеспечения и отработку технологий. Многие клиентские сервисы копировали с американского и индийского сайтов», – рассказывает Пашков.

1 марта 2011 г. Пашков и Яновский запустили портал tutoronline.ru. В проект они инвестировали около $800 000. Первый клиент из Южно-Сахалинска появился уже на следующий день. «Мы почему-то были уверены, что услуга будет востребована в основном москвичами, но большая доля наших клиентов – из регионов», – отмечает Пашков. За 15 месяцев компания провела более 7000 уроков. Половину – даром. За год оборот компании составил $20 000. Весной ежемесячно у компании появлялось 10–15 новых учеников.

«Рынок в зачатке. И это нам особенно интересно», – говорит Пашков. Первый $1 млн венчурных инвестиций компания привлечет уже летом.

Разбуженные ЕГЭ

Компания «Дистанционный репетитор» вышла на рынок онлайн-репетиторства одной из первых – в 2008 г. «До этого у нас было сообщество репетиторов, поэтому с преподавателями в новом проекте проблем не было, – рассказывает Светлана Павлова, генеральный директор и совладелица проекта «Дистанционный репетитор» (dist-tutor.ru), сама репетитор по русскому языку и литературе. – Технологию такой работы я изначально практиковала для своих учеников».

Начинать в 2008 г., по словам Павловой, было непросто. Уровень недоверия родителей к дистанционному онлайн-обучению был очень высок. В том числе и потому, что репутацию подпортили компании, продвигавшие, по сути, заочное обучение по электронной почте, называя его дистанционным. «Спрос был нулевым, – говорит Павлова. – Три года мы фактически потратили на то, чтобы популяризировать онлайн-репетиторство».

Какую бы методику преподавания ни выбрал педагог, главное при онлайн-занятиях – каждые 3–4 минуты дергать ученика и получать обратную связь. В противном случае педагог будет думать, что ученик его слушает, а тот, честно глядя в веб-камеру, на самом деле будет сидеть «В контакте», делится опытом репетитор со стажем.

Из офлайна в сети

Еще один заметный игрок рынка онлайн-уроков для школьников – Tutorion (tutorion.ru) – тоже пришел в сеть из офлайн-репетиторского бизнеса. Егор Руди, директор по развитию Tutorion, по совместительству возглавляет компанию «Ваш репетитор», лидера российского рынка по подбору частных преподавателей для очных занятий. В базе компании более 70 000 педагогов. «Мы давно начали понимать, что существенная часть рынка переместится в онлайн, – говорит Руди. Уход в онлайн позволяет сэкономить время жителям больших городов и расширяет доступ к педагогам, снимая географические ограничения. Да и занятия онлайн дешевле».

Руди методику онлайн-занятий опробовал на себе, 2 раза в неделю занимается английским языком с преподавателем из США за $16 в час. В Москве такие уроки обошлись бы ему в 3–4 раза дороже.

Однако взлет рынка онлайн-репетиторства в России, по мнению Руди, откладывается лет на пять. «Пока и большинство наших клиентов, и многие преподаватели к такой форме обучения относятся скептически, – говорит Руди. – Но будущее все равно за нами».

Сдерживающих рост факторов Руди видит сразу несколько. До сих пор нет совершенной программной платформы. Преподаватели не очень заинтересованы в освоении новых методик и недовольны тем, что онлайн снизит цены на их услуги. Не готовы к новому формату и клиенты. «А дети от таких занятий в восторге. Для них онлайн-формат удобен и уже хорошо понятен. Проблемы с родителями», – добавляет Пашков.

Денег пока нет

«На данный момент на российском рынке онлайн-обучения нет ни одной компании, которая зарабатывает больше 200 000 руб. в месяц, – утверждает Руди. – Конкуренции между игроками нет. Мы все конкурируем с офлайн-рынком. Более или менее развивается только ниша English by Skype».

Ежегодно в сентябре, по словам Павловой, на рынок выходит 15–20 новых компаний, которые также тихо исчезают к новому году. Легких денег в этой нише не найти. Зарабатывает «Дистанционный репетитор» сейчас на вебинарах для педагогов – 300 руб. с человека – и получая комиссионные от педагогов за подбор пары педагог – ученик, размер комиссии – стоимость одного занятия. Разброс цен велик – от 300 до 1500 руб. в час. Стоимость урока определяет сам преподаватель. «Цена от квалификации не зависит, – подчеркивает Павлова. – Очень много хороших репетиторов из регионов готовы заниматься с учениками за небольшие суммы». На коммерческой основе на сайте регулярно занимается около 2000 человек, всего же с 2008 г. в открытых уроках, которые компания регулярно проводит до сих пор, участвует около 8000 учеников. В 2001 г. компания вышла на окупаемость. До этого ежемесячные операционные расходы учредителей составляли около 50 000 руб. Сейчас Павлова планирует привлечь в компанию стратегического инвестора, по оценкам инвесторов, на данный момент проект оценивается в 4,5 млн руб.

Пока все игроки, с которыми удалось пообщаться «Ведомостям», отмечают, что работают на будущее. Заинтересованы в привлечении инвесторов и ждут, когда рынок дозреет и начнет расти теми же темпами, что и на Западе. Потенциал российского рынка онлайн-репетиторства очень высок, полагают эксперты. Занятия через интернет позволяют не только подтянуть школьные предметы, но и подобрать тьютора по любому интересному предмету в любой точке мира. Tutorion уже сейчас готов предложить и занятия по шахматам с гроссмейстером из Казахстана, и консультации для увлеченных нумизматикой.