Рынок труда почти вернулся к докризисному состоянию

Рекрутеры считают, что рынок труда почти вернулся к докризисному состоянию. Соискатели вновь диктуют условия
С. Портер/ Ведомости

Рынок просит. 37,9

процента – такой прирост вакансий для специалистов по страхованию (максимальный на рынке) зафиксирован в январе (по сравнению с декабрем 2012 г.) на портале Superjob.ru.

30

процентов – прирост вакансий для специалистов в сфере закупок и снабжения.

18,4

процента – для бухгалтеров и финансовых специалистов.

Сегодняшний кадровый рынок напоминает ситуацию 2008 г. – многих посетило чемоданное настроение и рынок стал рынком соискателя, делится впечатлениями Елена Шумилова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала ОАО «Альфастрахование». Правда, отличия, на ее взгляд, все же есть: сотрудники увольняются не в таком количестве и не так часто, но охотно ведут переговоры о смене работы.

Диктуют условия

«После двух лет рынка работодателя тренд повернулся к соискателю», – уверяет Юрий Вировец, председатель совета директоров HeadHunter (HH). НН-индекс (соотношение количества размещенных в базе HH резюме к количеству открытых вакансий) снизился с 5 резюме на одну вакансию в начале 2012 г. до 3,13 на текущий момент, что говорит о снижении конкуренции среди соискателей.

Активность на рынке труда нарастала весь 2012 год, отмечают в кадровом центре «Юнити». По их данным, количество резюме за последние полгода выросло на 20%, но этот рост напрямую связан с явной активностью работодателей – количество вакансий за этот срок выросло примерно на 50%.

«Мы вернулись к рынку кандидатов. При переходе на новое место соискатель ожидает и увеличения заработной платы на 10–20%, и более высокой должности, и расширения зоны ответственности», – говорит Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити».

Сейчас компании менее охотно, чем в 2008 г., расстаются с сотрудниками и часто делают контрофер, добавляет Шумилова. Она рассказывает, что в конце прошлого года на 10 оферов, сделанных ее компанией, получали 6 контроферов. «Но надо отметить, что такая ситуация касается в основном редких и узких специалистов, а также руководителей разного уровня», – подчеркивает Шумилова.

Усвоен ли урок

«Мы все уже не первый год работаем под угрозой новой волны кризиса, и думаю, что большинство адаптировалось к этой ситуации. Ждать худшего, ничего не делая для упрочения своего положения, бессмысленно», – считает Анисцына. Лучшей ситуации для смены работодателя или профессии, чем сейчас, может и не быть в ближайшие несколько лет, говорит она: «И все же большинство компаний уже не раздувают штат, используя трудовые ресурсы более эффективно».

«Число вакансий на рынке труда растет и уже превышает докризисный уровень, но это не означает, что компании готовы подстраиваться под ожидания сотрудников, – полагает Сергей Шумилов, директор по перcоналу Auriant Mining. – Работодатель повышает требования к профессионализму сотрудников и скорее ориентируется на средний уровень компенсационных пакетов». Но эксперт отмечает, что в группе офисных сотрудников компании действительно стали заметны чемоданные настроения.

«Люди просто так на рынок не уходят, – замечает Алена Владимирская, основатель интернет-рекрутингового агентства Pruffi. – Те, кто хочет манипулировать работодателем, новую работу ищут, не увольняясь. А потом, получив уже предложение с 30–50%-ным ростом в заработной плате, идут обсуждать этот вопрос с работодателем». Именно такую ситуацию Владимирская считает комфортной для соискателя. Но сейчас, по ее словам, много специалистов оказалось именно на свободном рынке. Владимирская расценивает это как явное свидетельство того, что бизнес сокращает издержки, и находит этому объяснение в своей сфере работы – на рынке digital.

Издержки аппетита

Околоцифровое пространство в широком его понимании, в которое Владимирская включает интернет, медиа, рекламный рынок, в прошлом году не оправдало высоких ожиданий инвесторов и акционеров. Хотя компании закончили год с прибылью, развивать их оказалось сложнее, чем предполагалось.

«Сферу digital переоценили. Во второй половине 2011 г. и в начале 2012 г. многие бросились инвестировать в новые стратегические направления. А новые онлайн-сервисы такого всплеска не дали, – анализирует Владимирская. – Дело пошло медленнее, хотя приносило стабильную прибыль. И компании стали резать эти направления, освобождая основной бизнес от венчурных, непрофильных проектов».

Именно с этим Владимирская связывает тот факт, что в январе на рынке оказалось много специалистов (от топ-менеджеров до программистов), которые свободными на рынке бывают очень редко. По ее оценке, количество резюме на 50% превышает показатели января 2012 г. Но свободных мест стало меньше. Если в прошлом году такой специалист получал офер за 2,5–3 недели, то сейчас этот срок увеличился до 4,5 недели. А качество предложений хуже.

До кризиса работодатели были менее разборчивы в том, кого нанимали, считает Вировец. «Сейчас, конечно, людям с невысокой квалификацией и большими амбициями вновь стало легче себя продать», – говорит он, но сомневается, что ситуация вернется к той, что была в 2008 г.