Можно ли создать бизнес из хаоса

Индиец Пханиндру Сама однажды не смог купить себе билет на автобус. Сначала расстроился, а потом взял и создал компанию RedBus, доход которой в прошлом году составил $110 млн
Сайт RedBus помнит привычки и особенности своих клиентов/ REUTERS/ Sunil Malhotra

Дивали – фестиваль огней – один из важнейших праздников в Индии, символизирующий победу добра над злом. Дивали 2005 г. Сама хотел отпраздновать дома. Ему нужно было проехать 600 км – от Бангалора, в котором он тогда жил, до Хайдарабада, где осталась его семья. «Я пошел в туристическое агентство, чтобы забронировать билет. Там сделали пару звонков автобусным операторам, но мест не нашлось», – рассказывает Сама. Он решил обратиться в другое агентство, потом еще в одно и еще. Места так и не нашлось. Стало совсем обидно, когда в одном агентстве ему сказали, что место, может, и есть, но найти его невозможно из-за плохой скоординированности агентств и перевозчиков. «Я остался в Бангалоре расстроенный и разбитый, – вспоминает Сама. – Все праздники просидел дома и даже не мог встретиться с друзьями – все разъехались по домам. Это меня буквально убивало».

Противостоял хаосу

Сама загорелся решить билетную проблему. Так появилась компания RedBus, ныне лидер среди билетных операторов Индии. RedBus удалось соединить разрозненных автобусных перевозчиков и агентов по продаже билетов. Только в прошлом году компания продала 7,5 млн билетов.

Бизнесмену предстояло объединить всю автобусную систему Индии. Проблема заключалась в том, что эта отрасль слишком разнородна. На рынке полным-полно маленьких и ненадежных перевозчиков. Автобусы часто отправляются с никому не известных остановок, которые выбирают сами водители, и едут в основном ночью. В то же время существуют компании, ориентированные на премиум-аудиторию. Автобусы этих компаний и выглядят лучше, и прекрасно технически оснащены: там есть кондиционеры, точки доступа WiFi.

Когда Сама только открывал бизнес, быстрый рост экономики Индии сильно сказался и на внутритуристическом рынке: люди стали более мобильны. Правда, многие по-прежнему не могли позволить себе авиаперелеты, а железные дороги были не в состоянии обслужить всех желающих. Автобусная система страны практически лежала в руинах: клиенты не могли найти информации о стоимости билетов или о перевозчике. «Эта индустрия представляла собой какой-то хаос», – рассказывает Сама. С появлением RedBus ситуация изменилась.

Сама не бросил работу инженера-электрика в Texas Instruments ради открытия компании. Он корпел над своей идеей все выходные, пытаясь понять, как решить проблемы отрасли. Сама даже ухитрился подключить к работе обоих соседей по квартире. Через год все трое ушли с прежних мест и открыли RedBus. Компания создала собственный сайт, через который клиенты могут заказать билеты (онлайн или по телефону), и программное обеспечение, которое соединяло туристические агентства и автобусных перевозчиков. Сайт сразу приобрел популярность и стал приносить прибыль. В прошлом году доход компании составил 6 млрд рупий ($110 млн).

Жажда решения

Предпринимательская хватка была видна в Саме с детства. Он вырос в бедной семье, жившей в сельской местности штата Андхра-Прадеш на юге Индии. Отец был фермером, но семье удалось накопить денег на учебу юного Самы в англоязычной школе-интернате. Он хорошо учился и стал третьим по успеваемости во всем штате. Потом поступил в университет. Сама считает, что главное его качество – постоянный поиск решения проблем (из-за него же он стал инженером). «Разгадать загадку было все, чего мы хотели, – объясняет Сама. – Мы не хотели заработать кучу денег или создать великую компанию».

И даже теперь, когда компания успешно работает, мотивация сохранилась, убеждает Сама. Он уверен, что любую проблему можно решить, если использовать комплексный подход и собрать достаточно информации. RedBus, к примеру, обеспечивает клиентов обширной информацией об автобусах: сервис не только рассказывает о ценах и времени прибытия или отправления автобуса, но показывает, как выглядит автобус (снаружи и внутри) и какие там есть дополнительные удобства (кондиционер, бесплатные одеяла, еда или даже развлечения).

Сайт всех помнит

Сайт RedBus помнит привычки и особенности некоторых клиентов. «Например, люди предпочитают сидеть на левой стороне, потому что справа находится ведущее колесо, а многие считают, что если сидеть слева, то риск получить травму при аварии сильно снижается», – рассказывает Сама. Также на сайте каждый пассажир может оставить комментарии о перевозчике и оценить его по пятибалльной шкале. Обычно у маленьких компаний-перевозчиков стоят низкие оценки, что может отпугнуть клиента. Владельцы компаний не всегда бывают довольны оценками, но, по заверениям Самы, пытаются исправлять недостатки.

RedBus предоставляет информацию не только пользователям о перевозчиках, но и наоборот. И этот сервис даже снискал большую популярность. С его помощью удалось выяснить, например, что чаще всего клиенты запрашивают в поиске маршрут от города Бангалора до штата Гуджарат. В тот момент, когда Сама это понял, выяснилось, что ни одна компания не покрывает этот маршрут. Он бесплатно отправил эту информацию нескольким перевозчикам – и сейчас приблизительно десяток автобусов курсируют по этой территории.

Сама понимает, как много успех RedBus значит для него самого. «Стартап изменил меня, – рассказывает бизнесмен. – Я был стеснительным и предпочитал сидеть за компьютером». Но кое-что осталось прежним. «Мне нравится нырять в водоворот загадки, а потом выныривать из него с готовым ответом, – улыбается Сама. – Я самый счастливый человек на свете, когда бьюсь над решением». Определенных планов на будущее у Самы нет, по его словам, он может открыть еще одну компанию, а может пойти в университет и снова начать учиться.