Сколько можно заработать на детских шоу

Разобравшись, почему не тонет банка диетической кока-колы и в чем секрет сухого льда, Николай Ганайлюк учредил в 2010 г. компанию «Веселая наука». Оборот компании, проводящей познавательные шоу для детей, в 2012 г. превысил 50 млн руб.
Незамысловатые научные опыты помогают Николаю Ганайлюку развивать франчайзинговую сеть/ С. Портер/ Ведомости

Первым в Россию жанр на­уч­но-познавательных и развлекательных шоу для детей привез Валерий Митякин, уже имевший успешный опыт запуска в России зарубежной франшизы – под брендом «Мастерфайбр» с 2001 г. производит резиновые покрытия по франшизе австралийской компании. В 2005 г. он приобрел франшизу канадской компании Mad Science, и с 2006 г. компания стала предлагать на рынке свои шоу. Бюджет на запуск канадской франшизы составляет около $50 000.

В офисе скучно

В это же время выпускник МФТИ Николай Ганайлюк устроился бизнес-аналитиком в компанию Strategy Partners. Однако такая деятельность оказалась молодому человеку не по душе. «Я разрабатывал и улучшал стратегии других компаний, но мечта о своем деле ближе от этого не становилась», – объясняет Ганайлюк причины довольно быстрого ухода из консалтинга. Ему хотелось заниматься чем-то более творческим. Он подрабатывал рекламным агентом, проводил занятия со старшеклассниками в лицее при МФТИ, организовывал фототуры в экзотические страны, а потом случайно наткнулся на объявление о поиске ведущих в компанию «Сумасшедшая наука». И Ганайлюк, придумав образ сумасшедшего профессора Николя, начал вести для детей шоу научных экспериментов, которые в развлекательной форме преподносили детям основы химии и физики.

Однако спустя год пути профессора Николя и «Сумасшедшей науки» Митякина разошлись.

Убедительный ведущий

«Я был ведущим номер один, – самоуверен Ганайлюк, – а получал только 10% от заказа. Повысить оплату мне отказались, и я ушел». Он уверяет, что копировать программы «Сумасшедшей науки» не собирался. Хотя уходить из ниши научных шоу, о которой он узнал благодаря компании Митякина, не стал.

«Я сразу решил, что буду придумывать новые сценарии и новые эксперименты», – говорит Ганайлюк, признаваясь, что уже сам сейчас столкнулся с тем, что защитить эксперименты невозможно. Можно защитить авторские права на сценарии шоу, но не физические свойства материалов, которые и становятся основой шоу.

Начинающий индивидуальный предприниматель собрал базу из 200 ивент-агентств, которым и предлагал себя в качестве ведущего детских праздников, показывал научные опыты и фокусы детям. А заодно изучал мировой опыт научно-развлекательной индустрии. Нашел американскую компанию Steve Spangler Science, специализирующуюся на производстве научных игрушек. Расходную часть для шоу и реактивы Ганайлюк до сих пор закупает для себя и партнеров именно у них.

Для старта бизнеса взял банковский кредит на 100 000 руб. Но сам признается, что две трети его потратил не по делу – на новый фотоаппарат и поездку в Эфиопию. А на оставшиеся 30 000 руб. приобрел аппарат по производству сладкой ваты и колбочки с реактивами. Весь 2009 год он работал просто на себя. Жанр веселых научных экспериментов для детских праздников был новым, и агентства его охотно покупали. Когда откликаться на все заявки времени хватать перестало, Ганайлюк понял, что пора привлекать и обучать помощников. Но, помня о своем опыте работы в «Сумасшедшей науке», решил не жадничать и выручку за заказы делил с ведущими пополам.

А в начале 2010 г. решил, что пора создавать свою компанию, и зарегистрировал ООО «Веселая наука». Образом сумасшедшего профессора Николя Ганайлюк воспользовался, когда понял, что для компании важен фирменный стиль. «Заработав первые крупные для нас деньги, я сразу инвестировал около 200 000 руб. в разработку фирменного стиля, брендбук и профессиональные видеоролики», – рассказывает предприниматель.

Эксперимент с соляной кислотой

Инвестирует средства Ганайлюк и в обновление программ. Если сценарии для шоу предприниматель пишет сам, то для разработки новых опытов привлекает химиков. Иногда, правда, эти затраты оказываются бессмысленной тратой времени и средств. Химики придумывают такие опыты, которые детям он принципиально не показывает: «Недавно один такой химик, которому мы четко объяснили задачу, в итоге предложил ряд опытов с соляной кислотой». Ганайлюк говорит, что для него безопасность опытов – самая приоритетная задача, поэтому он жестко отказывается от всех экспериментов, которые несут потенциальную опасность. По этой же причине он отказался и от направления экспериментов с пищевыми компонентами.

Уже к первому сезону, в мае 2010 г., в «Веселой науке» было шесть ведущих. Хотя Ганайлюк признается, что делегировать роль ведущего ему очень сложно.

Самые пиковые месяцы у бизнеса – сентябрь, декабрь и май. В эти месяцы количество заказов на шоу нередко удваивается. К примеру, в мае 2013 г. выручка от шоу профессора Николя в Москве составила 2,4 млн руб., а в апреле эта сумма была на 900 000 руб. меньше. В декабре 2012 г. выручка превысила 3 млн. Низкий сезон для бизнеса – летние месяцы.

Трудно ли сменить вывеску

«Франшизу продавать мы стали первыми в своем сегменте, – гордится Ганайлюк. – «Сумасшедшая наука» поначалу и сама была франшизой и этой возможности была лишена. А сейчас у них 12 партнеров в регионах, а у нас – уже 36».

Однако поначалу и у «Веселой науки» с франшизой не все было гладко. Придя в восторг от того, что к его бизнесу есть интерес со стороны региональных партнеров, первые франшизы молодой предприниматель продавал, подписывая формальный договор и не очень задумываясь о юридических аспектах. И сразу же поплатился.

Один потенциальный франчайзи, воспользовавшись возможностью оплатить 50% паушального взноса на старте, вторую часть отказался платить, поменял вывеску и стал работать под своим брендом. Другой приобрел эксклюзивную франшизу, но развивать всерьез бренд так и не стал. Спустя год Ганайлюк даже вернул весь взнос, чтобы разорвать договор и продать франшизу другому заинтересованному партнеру. Третий решил добавить от себя в программу опыты с опасным азотом.

В результате Ганайлюк заключил договор с юридической фирмой и в течение года платил 90 000 руб. за абонентское обслуживание. Договор привели в порядок, к выбору партнеров стали относиться куда осмотрительнее, и последние полтора года эксцессов с новыми франчайзи у предпринимателя не случалось.

Сейчас «Веселая наука» продает франшизу на три года с возможностью приоритетного продления.

Окупаемость франшизы Ганайлюк обещает партнерам в течение 8–12 месяцев. «В хорошо работающем городе-миллионнике оборот в пиковые месяцы доходит до 1 млн руб.», – рассказал предприниматель. Из них около половины – это чистая прибыль.

«Сначала мы роялти фиксировали в процентах от выручки, как делают многие, но потом я решил не провоцировать партнеров скрывать часть своих доходов, а платить сразу фиксированную сумму, размер которой они знают наперед и могут планировать расходы», – поясняет Ганайлюк. Помимо российских регионов франшизу у него купили на Украине и в Казахстане, а в ближайшее время, по его словам, партнер появится в Польше.

Лучший продавец – профессор Николя

Структура выручки «Веселой науки» состоит из четырех направлений. Основной источник дохода компании – «Научные шоу профессора Николя», на них приходится около 60% доходов, еще около 30% – от франшиз, остальное компания получает от продажи реквизита, научных мастер-классов, социальных программ и брендированных наборов. Именно в двух последних направлениях, которые Ганайлюк фактически только-только начинает развивать, он видит основные зоны роста в будущем. В 2012 г. оборот его компании в Москве превысил 25 млн руб., общий оборот сети – более 50 млн руб.

Каждый год оборот в Москве увеличивается примерно на четверть, прикидывает Ганайлюк. Однако в сегменте праздников потолок уже близок. Сейчас компания на рекламу этого направления тратит около 300 000 руб. ежемесячно, рассказал Ганайлюк. Предприниматель считает, что ниша настолько высококонкурентна, что для существенного увеличения продаж потребуется уже неоправданное увеличение бюджета на рекламу. Именно поэтому ставку в будущем он делает на продажу наборов для опытов дома (цена от 300 до 3000 руб.) и продажу мастер-классов и социальных программ, основными заказчиками которых выступают школы и родительские комитеты.

Ниша детских игр-экпериментов вроде «Юного физика» или «Юного химика» – выскоконкурентная и занята «тяжеловесами». И успех зависит от того, будут ли у предпринимателя компетенции вывода на рынок новых товаров, найдет ли он инвестиции, отмечет Антонина Цицулина, президент Ассоциации индустрии детских товаров.

Яблоко от яблони

Большинство появившихся на рыке конкурентов были созданы бывшими сотрудниками «Сумасшедшей науки», спокойно рассказывает о ситуации на рынке ее управляющий директор Татьяна Жукова. «Конечно, часть наших уникальных авторских опытов и технологию мы можем защитить. Но многие опыты – это открытая информация», – говорит она.

Несколько лет назад, по словам Жуковой, они отказались от канадской франшизы. Слишком многое в компании за годы уже было доработано, а поддержки у канадцев франчайзи не нашли. «Мы хотели получить мастер-франшизу, чтобы продвигать проект в регионы, но это Mad Science не заинтересовало», – говорит она. А расстались с канадцами первопроходцы развлекательной науки после неприятного инцидента с новой программой. По словам Жуковой, они разработали семинар о вреде табака и хотели получить официальную аккредитацию этой программы. Но их обращение было проигнорировано, а спустя некоторое время в Москве узнали, что этот курс канадцы начали продавать партнерам как свой собственный.

Познавательные семинары для школ Жукова считает ноу-хау компании. Сейчас «Сумасшедшая наука» продает четыре семинара, на которых рассказывают школьникам, что происходит с организмом при употреблении наркотиков, алкоголя, табака и нездоровой пищи.

«Предлагать франчайзинговые программы мы начали лишь в конце 2011 г., – рассказывает Жукова. – Но за это время мы на московском рынке отработали все программы и собрали все шишки. Так что теперь продаем действительно уже готовый бизнес под ключ». Франшиза «Сумасшедшей науки» стоит от 1,2 млн до 1,7 млн руб. в зависимости от количества приобретаемых сценариев. Скидки для предпринимателей из небольших городов не предусмотрены, рассказала Жукова.