Зачем сотрудников заставляют играть на работе

HR-департаменты российских компаний увлеклись геймификацией
Fotolia/ PhotoXPress

В какие игры играют сотрудники российских компаний ("Бигл")

"Здравствуй, я твой джедай! Ты - мой падаван" - такими словами в розничной компании Enter наставник приветствует по телефону молодого сотрудника за день до выхода того на работу. На следующий день наставник-джедай встречает новичка-падавана у входа на работу, показывает офис, рабочее место, знакомит с коллегами и далее помогает адаптироваться в коллективе. "Эта игровая адаптационная программа под названием "Путь силы" запущена в 2011 г.", - рассказывает Екатерина Белоусова, начальник управления по связям с общественностью Enter (стартап основателя «Связного» Максима Ноготкова). По словам Белоусовой, в молодежном коллективе (в Enter трудятся 2200 человек, средний возраст которых - 27,7 лет) подобная игровая механика позволяет людям преодолеть робость, зарядиться позитивными эмоциями для дальнейшей работы.

Российские компании все чаще прибегают к геймингу - игровым технологиям для привлечения, оценки и мотивации персонала. К примеру, Сбербанк лет пять подряд предлагает своим региональным менеджерам сыграть в виртуального инвестора - к разработке компьютерных тестов были привлечены специалисты Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского университета и Академии народного хозяйства. А на корпоративных тренингах "Базэла" менеджерам предлагается вообразить и описать компанию, которую им не стыдно оставить в наследство, а затем - предложить план преобразований: как свою реальную компанию превратить в компанию мечты.

Чтобы определить, насколько активно так называемая геймификация вошла в практику российского HR, какой эффект она дает, сотрудники рекрутинговой компании "Бигл" опросили 400 работников и HR-менеджеров 108 компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа и Ростова-на-Дону. Их главный вывод: играми пока больше увлечены сами работодатели, а не подопытный персонал.

Опрос показал, что геймификация для работодателей если не стала ежедневным инструментом, то по крайней мере известна большинству HR-менеджеров – не знакомы с игровыми технологиями лишь 27% работодателей. При этом 60% работников говорят, что ни разу не сталкивались с подобными приемами в работе. В то же время только 12% работников считают, что подобные программы вредны - отнимают много времени попусту, среди работодателей скептиков еще меньше - всего 4%.

Обе группы респондентов чаще всего связывают эффективность подобных методов с повышением лояльности к компании и ростом интереса к работе: так считают 33% менеджеров и 29% работников. На укрепление неформальных отношений в коллективе уповают 23% и 18% респондентов соответственно. 21% работодателей и 18% работников считают, что геймификация делает работу более интересной.

Старший партнер консалтинговой компании Formatta Роман Иванов считает, что игровые модели эффективны лишь для поколения Y (22 - 27 лет) - поколения, привыкшего к логике компьютерных игр. Для этих людей привычнее проходить компьютерное тестирование, раскладывать и строить карьеру как в играх - по уровням, проецировать ролевые (игровые) модели на систему субординации в рабочем коллективе. Однако, по мнению Иванова, гейминг лучше всего работает на стадии оценки, немного хуже - для мотивации персонала, если коллектив включает представителей разных поколений: у поколения сорокалетних и старше игры на работе обычно ничего, кроме раздражения, не вызывают.