Четверть россиян скучают по работе, находясь в отпуске

Мечтать об отпуске, а потом скучать по работе на отдыхе - удел многих работающих россиян. Некоторые действительно увлечены делом, для других это неумение получать удовольствие от отдыха
Д.Абрамов/ Ведомости

Около четверти россиян скучают по работе в отпуске. Больше других тоска одолевает учителей (44%), врачей (39%) и бухгалтеров (33%). Лучше всего забыть о работе удается аналитикам и менеджерам по рекламе и логистике. Лишь 16% этих специалистов признались экспертам исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, что скучают по работе на отдыхе. В исследовании приняли участие представители 30 профессий.

«Скучание по работе - это бич сегодняшнего человека, - считает бизнес-психолог Дарья Пантюх. - От нас все вокруг ждут результатов и не дают побыть в процессе. Мы разучились жить в моменте «здесь и сейчас», получать от него удовольствие и сами от этого мучаемся».

Скучают и выгорают

Причин у подобных скучаний много, считают психологи. Начиная от действительно фанатичной преданности профессии и заканчивая обычным сбеганием в работу из отпуска, не приносящего удовлетворения, так как он проходит не в том месте, не с тем человеком, не так, как хотелось. Рано или поздно человек, не умеющий отдыхать, сгорает на работе и становится как сотрудник и специалист неэффективен. Что невыгодно как работодателю, потому что первыми сгорают самые лучшие, так и сотруднику.

«Медицинские работники, как и другие специалисты, работающие непосредственно с людьми и с состояниями людей, эмоционально гораздо сильнее вовлечены в трудовой процесс, нежели, например, экономисты, - поясняет результаты исследования Алексей Мишин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор психоневрологического интерната № 30 г. Москвы. - Работа с людьми - это всегда взаимоотношения и человеческие жизни. Кроме того, не секрет, что выбор профессии человеком происходит не просто так, а в силу определенных особенностей характера».

«Как правило, люди, которые скучают по работе в отпуске и на работе скучают по отпуску, - это люди результата, а не процесса, - считает Пантюх. - Отпуск - это процесс, там не может быть результата, если не считать таковым загар или победу в пляжном волейболе. Если бы «скучающие» поставили себе некую цель, то, возможно, перестали бы скучать, забылись бы, им некогда было бы отвечать на почту и телефон».

«Многие люди не могут оторваться от работы в отпуске не только из-за своей вовлеченности в рабочий процесс и незаменимости, но еще и потому, что работой заполняют пустые ниши в своей жизни. Пытаются с помощью работы сбежать от самого себя, от нерешенных семейных проблем, возможно, страдают синдромом профессионального выгорания или неврозом, и, конечно, не исключено, что стали жертвами стиля управления, принятого в компании», - полагает Мишин.

Страшно забыться

Почти 80% респондентов признаются, что в отпуске просматривают рабочую почту, отвечают на письма и рабочие звонки. Лишь 11% считают, что коллеги обойдутся и без их участия, а 5% принципиально игнорируют на отдыхе любые рабочие процессы. Хотя правил, требующих от сотрудников оставаться на связи круглые сутки, нет практически ни в одной компании.

«Лично мне отключиться от процесса довольно сложно. И не потому, что подчиненные не могут самостоятельно действовать или принимать решения. Просто работа занимает большую часть моей жизни - жизни интересной, эмоциональной, постоянно меняющейся. Когда же происходит смена обстановки, в первые дни чувствую определенный вакуум», - признается Светлана Смирнова, операционный директор компании Teleperformance Russia & Ukraine. Однако чем дольше отпуск, тем эта связь становится слабее. Полностью удается отключиться дня за три до окончания отпуска, и тогда Смирнова начинает горевать о том, что не смогла переключиться еще на борту самолета.

«Сегодня мы живем в таких условиях, когда можно перестать разделять жизнь по принципу работа - отдых, - считает Иван Бланарик, генеральный директор ООО «Берингер Ингельхайм». - Люди многих профессий могут позволить себе работать не только в офисе, но и в любом другом месте. Во время отпуска я проверяю почту в среднем по 10-15 минут утром и вечером. Но можно сказать, что в отпуске я стараюсь не злоупотреблять проверкой почты и не вести долгие рабочие разговоры по мобильному, если не возникают непредвиденные обстоятельства или срочные вопросы».

«Реальная необходимость постоянно быть на связи возникает не так уж часто, - считает Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola Hellenic в России. - При хорошо отстроенных бизнес-процессах и адекватных, располагающих всеми инструментами принятия решений заместителях такой необходимости быть не должно».

«Это типичное неумение отключиться. Ну и, конечно, никто не отменял боязни стать ненужным и забытым. А также несформированного навыка делегировать», - полагает Пантюх.

«Оценка работодателя зависит не в последнюю очередь от его отношения к рабочему процессу», - уверяет Мишин. Один его клиент, владелец крупной компании, отказывал сотрудникам в премировании, если те регулярно перерабатывали. Считал: если сотрудник не справляется с работой и задержался, значит, в рабочее время он бездельничает, не умеет планировать свое время. Другой клиент, женщина, руководитель высокого уровня, сама работала сутками и требовала такой же отдачи и от подчиненных. Иное отношение к работе рассматривалось как некомпетентность.

Не признак лояльности

Большинство собеседников «Ведомостей» признаются, что проверяют рабочую почту хотя бы раз в день и отвечают на звонки. Но не требуют того же от подчиненных. Многие согласны, что и без их участия за две недели в компании ничего не произойдет, но все же полностью отключиться не могут. Однако не будут считать нелояльным сотрудника, не скучающего по работе на отдыхе.

«Честно говоря, я в большей степени оценивала бы их лояльность не по тому, что они включаются в рабочий процесс в отпуске, а по тому, что во время их отпуска у меня не болит голова от недоделанных ими задач и дополнительной нагрузки на остальных сотрудников», - говорит Смирнова. «Сложно требовать вовлеченности от утомленного сотрудника, рано или поздно отсутствие качественного отдыха приведет к выгоранию, и тогда уже встанет вопрос не о лояльности, а вообще о возможности качественно выполнять свои обязанности», - добавляет Архипова. «Безусловно, наличие сотрудника на связи может свидетельствовать о его заинтересованности в процессах, о живом участии в жизни компании. Но в таком случае есть риск переступить ту грань, когда сотрудник оказывается заложником ситуации», - предупреждает Наталья Новикова, директор по управлению персоналом «Автолокатора».