Кому нужны 3D-визуализаторы

«Ведомости» продолжают рассказывать о необычных профессиях. Специальность 3D-визуализатора популярней день ото дня - но есть ли у нее будущее?
Головная боль всех дизайнеров и 3D-визуализаторов - предугадать, что же хочет увидеть клиент, который не может предоставить ни одного визуального описания/ Bloomberg

Профессия 3D-визуализатора становится все более востребованной. Правда, у самих специалистов карьерные возможности весьма ограничены. «3D-визуализаторы требуются везде, где есть отделы маркетинга и рекламы. То есть не только там, где нужно проектировать дома и интерьеры, - без 3D-визуализатора сегодня не обойтись даже при создании рекламного макета, - рассуждает Михаил Певзнер, заместитель технического директора компании Polymedia (занимается системной интеграцией). - В нашей компании такая позиция открылась еще 10 лет назад, а в целом технологии 3D стали появляться на российском рынке в 2000 г.».

Говоря простым языком, 3D-визуализатор - это человек, который делает фотографии того, чего еще в реальной жизни нет, поясняет Певзнер: «Он, можно сказать, виртуальный строитель. 3D-визуализатор оформляет идею, живущую в виде чертежей и схем, в объемный рисунок».

Понять клиента

Чтобы создать 3D-версию стены с оконным проемом, нужно нарисовать контур стены, затем с помощью специальной операции задать ей толщину, делится тонкостями своей работы Павел Келлер, 3D-визуализатор Polymedia. Чтобы получить в объеме фигурную ножку стола, по его словам, вначале нужно нарисовать ее профиль, затем раскрутить ножку вокруг своей оси, изобразить ее изгибы. Следующий шаг - создание свойств модели: подбор для цвета, рельефа, фактуры. Для каждого элемента фотографии 3D-визуализатор задает материал, из которого он изготовлен, - бетон, сталь, дерево. Для этого используются фототекстуры или различные математические методы, позволяющие создавать абстрактные рисунки типа мрамора. «Лично я беру похожие материалы из интернета или, заметив что-то интересное в обстановке, делаю фотографии и загружаю их в личную библиотеку», - делится секретами мастер.

«Главная сложность моей профессии - это малое количество информации от заказчика», - делится Келлер. Головная боль всех дизайнеров и 3D-визуализаторов - предугадать, что же хочет увидеть клиент, который не может предоставить ни одного визуального описания. «При этом часто ставят нереальные сроки, - жалуется профессионал. - Процесс, которым я управляю, - творческий и технический одновременно. Если я сделал свою работу на 99% и тут появляется заказчик, который торжественно заявляет, что хотел бы все переделать, - это самый сильный удар, который я только могу себе представить».

Заниматься «виртуальной скульптурой» Келлер решил, еще будучи школьником. «В 11-м классе мой друг принес реферат, на обложке которого был напечатан объемный дом из кубиков. Его он нарисовал сам в программе 3D Studio Max (сейчас 3dsMax), - вспоминает Келлер. - Меня это заинтересовало, и в свободное время я стал самостоятельно изучать программу. Потом поступил в институт на программиста, где уже на третьем курсе мне предложили преподавать технологию 3dsMax для тех, кто получал второе высшее образование. Параллельно я работал в архитектурном бюро и рисовал макеты загородных коттеджей». После выпуска Келлер устроился в фирму, которая занималась продвижением отечественного оружия. Там он рисовал ракетную установку, базировавшуюся на «Камазе», и даже делал для заказчика ролик о том, как эта установка рассекает горячий песок пустыни и расстреливает вражеские истребители.

Редкий вид

Сегодня выучиться на 3D-ви­зуа­ли­затора можно в нескольких вузах, говорит Келлер: в учебном центре «Специалист» МГТУ им. Баумана, Британской высшей школе дизайна или на компьютерных курсах Московского архитектурного института (МАрхИ). Уровень зарплаты таких специалистов зависит от опыта и мастерства: студенты вполне могут довольствоваться 20 000-25 000 руб., а гуру претендуют на зарплату в разы больше - от 200 000 до 500 000 руб., замечает Келлер: такие сотрудники создают работы, которые с трудом отличит от фотографий даже профессионал. Но если говорить о большинстве, т. е. о специалистах с опытом работы от одного до трех лет, то они получают в среднем от 60 000 до 80 000 руб.

«В Москве начинающий 3D-ви­зуали­затор может рассчитывать на 35 000-55 000 руб., продвинутый - на 70 000-100 000 руб.», - судит по базе своей компании Александр Шахов, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити». В Петербурге, по его словам, цифра варьируется от 40 000 до 60 000 руб. В других регионах профессионалы из этой области получают от 25 000 руб. Много 3D-визуализаторов работают на фрилансе, т. е. ведут несколько проектов одновременно, что увеличивает их средний доход, замечает он.

Несмотря на то что профессия 3D-визуализатора становится все более популярной, рекрутеры в «Анкоре» в своей базе не нашли ни одного запроса от работодателя на поиск такого специалиста. В «Юнити» же утверждают, что спрос на 3D-визуализаторов за последние три-четыре года вырос. О том же говорит динамика прироста вакансий в базе портала HeadHunter. «Сейчас на hh.ru доступно около 150 актуальных вакансий для специалистов по 3D-визуализации, - говорит Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter. - Примерно треть из них приходится на московских работодателей и около 15% - на питерских. Что касается резюме, то их у нас почти 5000. При этом создали резюме или обновили их за последний год около 1500 соискателей». За 2013 г. на hh.ru было опубликовано 837 вакансий для специалистов по 3D-визуализации. За первую половину 2014 г. - 463. Прирост, подсчитали в HeadHunter, составит около 20%.

Художник или математик

«Существует стереотип, что 3D-визуализатор должен быть креативным, - замечает Келлер. - На самом деле наша работа не столько творческая, сколько техническая. Креативным скорее должен быть 3D-дизайнер». Работодатель, по его словам, в первую очередь смотрит на портфолио кандидата, скорость работы, знание им специализированных программ (3dsMax, AutoCAD, Photoshop), наличие пространственного мышления.

«3D-визуализатор должен совмещать в себе множество качеств и навыков», - утверждает Шахов. Почти в каждой вакансии, говорит он, прописывается обязательное условие - художественное образование: такие специалисты должны не только уметь читать чертежи, но и рисовать от руки. Также ценятся профессионалы, которые имеют опыт работы в той же сфере, где работает компания.

Как правило, свою карьеру в сфере 3D-визуализации люди начинают с позиции ассистента специалиста, говорит Лебедев. Далее человек может развиваться либо как специалист, ответственный за определенные задачи, либо как менеджер, став сначала руководителем небольшой команды, а потом - всего направления визуализации. Карьерный рост при этом, увы, не всегда означает рост дохода, замечает Лебедев: высококлассные специалисты иногда получают больше менеджеров-руководителей.

3D-визуализатор может занять должность руководителя проектной группы уже через два-три года, но обычно развитие таких специалистов предполагает не вертикальный рост, а оттачивание навыков, повышение качества работы и увеличение скорости ее выполнения, добавляет Шахов. «Считается, что 3D-визуализатор - профессия будущего. Парадокс в том, что, несмотря на свою молодость, она отмирает в силу тотальной тенденции к унификации стремительно развивающихся технологий, - делится Келлер. - Автоматизированное проектирование все больше интегрируется с 3D: не за горами тот день, когда конструктор, создавая план помещения, будет в автоматическом режиме получать готовый 3D-макет дома, квартиры или сложного архитектурного ансамбля. Для себя я понимаю, что в ближайшей перспективе нужно осваивать именно эту профессию».