Российское образование уходит в онлайн

С запуском Национальной платформы открытого образования некоторые педагоги могут остаться не у дел
Не пройдет и полгода, как в России будет запущена своя Национальная платформа онлайн-образования/ М.Сергеев для Ведомостей

Не пройдет и полгода, как в России будет запущена своя Национальная платформа онлайн-образования, уверили в пятницу представители ведущих российских вузов и Министерства образования, выступая на Московском международном салоне образования (ММСО).

Кто участвует

Проект так и называется: Национальная платформа открытого образования. В нем принимают участие восемь вузов-учредителей: МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, Высшая школа экономики, МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), МФТИ и Уральский федеральный университет.

Суть проекта в возможности обмена российских вузов онлайн-курсами и в платном предоставлении тех же курсов всем желающим индивидуально. Судя по презентации, у проекта пока нет электронного адреса, готового контента, не определены финансовые механизмы предоставления онлайн-услуг студентам, пока у его участников нет четкого представления об идентификации его конечных пользователей.

Сколько стоит

На первом этапе проект обойдется в 400 млн руб. Заместитель министра образования и науки Александр Климов на презентации заверил, что государству проект не будет стоить ни копейки - по 50 млн руб. в ближайшие три года предоставят восемь вузов-учредителей.

«Об окупаемости для вузов речи не идет», - признался проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. 

«Мы не рассматриваем проект по открытому образованию как коммерческий», - вторит ректор МИСиС Алевтина Черникова. На ее взгляд, эта инновационная платформа - прежде всего возможность для университетов продемонстрировать свои уникальные конкурентные преимущества и разработать качественные курсы от лучших преподавателей страны по тем направлениям, в которых вузы традиционно сильны. «Мы рассматриваем любой образовательный проект не с точки зрения его прибыльности, а прежде всего как расширение возможностей формирования индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося», - говорит она.

Сколько курсов всего

Каждый университет должен представить не менее четырех онлайн-курсов уже к сентябрю текущего года – именно на этот срок намечен запуск проекта. «К 1 мая 2016 г. восемь вузов-учредителей планируют подготовить и разместить на образовательной платформе порядка 100 обучающих курсов, 11 из которых предстоит разработать нашему университету», - комментирует Черникова. МИСиС, по ее словам, предложит для платформы курсы по материаловедению, физической химии, термодинамике, сопротивлению материалов, основам конструирования и другие.

По словам Климова, онлайн-курсы восемью вузами не ограничатся. Замминистра рассчитывает, что к платформе далее подключатся региональные вузы. Там традиционные курсы могут быть заменены онлайн-аналогами - они в разы дешевле. В конечном счете онлайн-курсы, по мнению их создателей, смогут разгрузить педагогов, предоставив им больше возможностей для научной деятельности.

О конкуренции

«Появление Национальной платформы приведет к жесткой конкуренции между педагогами, чьи традиционные лекции могут быть замещены онлайн-курсами», - считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. На ее взгляд, если раньше альтернативой отечественным курсам для студентов могли стать иноязычные лекции с глобальных платформ типа Coursera и MOOCs, то теперь педагогам отечественных вузов предстоит бороться за студентов друг с другом. Абанкина не исключает, что во многих вузах в результате может произойти замещение целых направлений онлайн-обучением - это может быть не только качественнее, но и гораздо дешевле. Она считает, что пока конкуренция грозит прежде всего столичным вузам: региональные могут просто не признавать онлайн-обучение, защитив своих педагогов от конкуренции.

«Качественные образовательные онлайн-курсы значительно расширяют спектр возможностей получения образования по самым высоким стандартам, - считает Черникова из МИСиС. - Студенты сами смогут выбирать, в каком университете им изучать тот или иной курс, получат возможность обучения у лучших преподавателей страны».

Рощин из НИУ ВШЭ замечает, что в его университете уже давно признаются онлайн-сертификаты зарубежных вузов, в признании аналогичных сертификатов онлайн-курсов российских вузов он не видит проблемы.