Компании предлагают сотрудникам программы, помогающие распоряжаться деньгами

Исследованиями доказано, что финансовые проблемы отвлекают от работы
В США некоторые компании предлагают сотрудникам финансовые программы, помогающие распоряжаться деньгами и инвестировать, готовясь к выходу на пенсию/ Д. Абрамов/ Ведомости

Корпоративные программы все чаще заботятся не только о здоровье сотрудников, но и о толщине их кошельков. PepsiCo, Meredith, Staples и другие компании предлагают программы, призванные повысить финансовую безопасность сотрудников.

Они спроектированы по образу и подобию программ, помогающих работникам сбросить лишний вес или пройти диспансери­зацию. Компании проводят фи­нан­совые семинары, личные консультации и даже предлагают видеоигры, в которых объясняется, как лучше расплачиваться с долгами, планировать бюджет или копить на пенсию.

Такое нововведение сказывается на эффективности подчиненных: исследования доказывают, что финансовые проблемы отвлекают от работы. Правда, сами подчиненные не устают удивляться, почему бы руководству просто не поднять им зарплату.

Курсы против стресса

Через несколько лет после глобальной рецессии и долгого периода вялого роста экономики американские работники по-прежнему недовольны состоянием своих финансов.

Компании уверяют, что такие работники чаще болеют и всеми силами затягивают свой уход на пенсию. В 2013 г. 76% сотрудников проявили интерес к курсам финансового ликбеза, выяснили исследователи Aon Hewitt. В прошлом году 93% опрошенных заявили, что планируют получить такие знания.

В медиахолдинге Meredith работники, которые заполнили вопросник о финансовом благосостоянии из 35 пунктов или прослушали курс о рефинансировании долгов, зарабатывают баллы, которые дают им право дешевле платить за медстраховку.

Их супруги тоже могут получить баллы от компании, рассказывает директор по пособиям, льготам и благосостоянию работников Тим О’Нил. В 2014 г. 80% из 5200 сотрудников Meredith и их жен были как минимум на одном семинаре, а 95% ответили на анкету, в том числе написали о своих долгах и о том, как стресс из-за финансов влияет на их работу.

С момента начала программы уровень такого стресса у сотрудников уменьшается темпами большими, чем растет экономика, утверждает О’Нил. И сфокусированность на работе тоже выросла. Судя по исследованиям, проводящимся в Meredith, 88% работников из тех, чей стресс уменьшился, в прошлом году не взяли ни дня больничного.

Помощь или слежка

Соцпакеты становятся все более ориентированы на сотрудников. Гендиректор Meredith Стив Лейси надеется, что финансовая помощь поможет сотрудникам сделать правильный выбор: «[Личные финансовые] решения, принимаемые только тобой, таят в себе огромные риски, если не прикладывать знания и усилия».

Некоторые считают, что бизнес пытается решить проблемы, которые сам же и создал. «Компании отказались от многих гарантий, которые некогда предоставляли, – рассуждает профессор организационного поведения бизнес-школы Стэнфорда Джефри Пфеффер. – А раз нет многих гарантий, естественно, стресса больше».

Стресс из-за денег

80% работников в Америке и Пуэрто-Рико (имеет статус свободно присоединившейся к США территории) находятся в состоянии умеренного или сильного стресса, связанного с финансовыми проблемами, гласит опрос 40 000 жителей, проведенный в прошлом году финансово-образовательной фирмой Financial Fitness Group

Семьдесят шесть процентов работников, опрошенных Towers Wat­son в марте 2014 г., признались, что их работодатель недавно предпринял существенные изменения, которые могут негативно повлиять на их финансовое положение в кратко- или долгосрочном плане. Например, уменьшил пенсионное обеспечение или увеличил стоимость медстраховки.

«Это смахивает на заявление: мол, лучше рассчитывайте свой бюджет, и у вас будет больше денег. Да у меня больше денег будет, если я зарабатывать буду больше!» – говорит редактор нью-йоркского бюро Meredith, пожелавшая сохранить анонимность. Она видит в программе признаки «большого брата»: «Как-то некомфортно, если человек, платящий тебе зарплату, в курсе твоих расходов».

В Meredith утверждают, что финансовая информация обезличена и видна только в виде агрегированных данных. А финансовое образование, с одной стороны, создает у сотрудников впечатление, что о них заботятся, с другой стороны, обходится не в пример дешевле индексации зарплат. На финансовые курсы Meredith тратит $100 000 в год.

Игры учат копить

Майл Кейс Смит работает в фонде, проводящем личные консультации по поводу пенсионного плана 401(k). Он уверяет, что знания дают сотрудникам компании неоспоримые преимущества: «Уместны любые действия компании, дающие сотруднику ощущение, что работодатель думает о нем».

Майк Келли, ведущий генподрядный бизнес в Чикаго, в прошлом году запустил программу 401(k) для работников. Во время рецессии некоторые из них просили о займе, чтобы свести концы с концами. Келли беспокоился, что это скажется на их работе из-за стресса, но не мог поднять зарплаты. «Что еще можно было им предложить? – задается он вопросом. – Мы можем сказать: эй, есть способ куда эффективнее управлять деньгами!»

В Pepsi полтора десятка консультантов PricewaterhouseCoopers готовы проконсультировать сотрудников, которые собираются побольше узнать о процедуре лишения права выкупа закладной или получить страховое возмещение после стихийного бедствия. А еще консультанты докладывают менеджерам о настроениях среди работников – в общих чертах, без личных подробностей, рассказывает директор по компенсациям и льготам Чад Райан.

Чтобы добавить интереса сухим выкладкам, в ритейлере офисных принадлежностей Staples создали видеоигры, обучающие обращению с деньгами. Например, «Клуб кусак» о вампирах учит откладывать на старость. В компании утверждают, что в нее играет около 15 000 человек. Рэймонд Саблан рассказывает, что игра привлекла его драйвом от соревнования с другими сотрудниками, а еще тем, что герои игры напоминают персонажей саги «Сумерки». Под воздействием «Клуба кусак» он несколько лет назад принял решение об участии в программе 401(k). Сейчас Саблан работает в Staples в Техасе и регулярно заставляет подчиненных резаться в эту игру.

WSJ, 7.04.2015, Антон Осипов