Неизвестные герои стартапов – менеджеры среднего звена

Звездные компании Кремниевой долины переманивают друг у друга управленческие кадры
Айлин Бербидж/ twitter

Айлин Бербидж спустилась по трапу самолета после утомительного ночного перелета Сан-Франциско – Лондон. Не один год она посвятила работе в разных компаниях Кремниевой долины вроде Apple, Yahoo, Sun Microsystems. А 1 апреля 2004 г. готовилась выйти на должность директора по развитию продукта в Skype.

Первый год работы Бербидж охарактеризовала как «стадия ракетоносителя». Когда она прилетела в Лондон, количество загрузок Skype исчислялось десятками тысяч. Через считанные недели оно превратилось в сотни тысяч. Вскоре счет пошел на миллионы. Следующие 12 месяцев лондонский офис разросся с 5 до 50 человек. В 2005 г., вскоре после ухода Бербидж из компании, она была продана eBay за $2,6 млрд.

Когда рассказывают об истории успеха технологических стартапов вроде Skype, большинство заслуг приписывается их основателям. В этой сфере доминирует культ молодых руководителей. Все истории строятся по схожему шаблону. Вдохновленный юноша двадцати с чем-то лет через тернии пробивается к звездам и создает компанию, которая изменяет мир (с помощью приложения для смартфона или компьютера). Редко когда в этих мифах находится место для руководителей среднего звена вроде Бербидж. Куда меньше мы знаем о вице, замах и других персонажах второго плана, которые порой старше и часто мудрее отца-основателя. А ведь именно они – продакт-менеджеры, руководители отделов продаж, начальники департаментов маркетинга – превращают стартап в успешно развивающуюся компанию.

Бербидж сейчас партнер в Passion Capital, лондонской венчурной фирме. Она рассуждает, что есть несколько предпосылок для того, что технологический стартап удастся: изобилие денег, опытные программисты и – да! – харизматичный лидер. А еще полный набор опытных управленцев, которые знают, как правильно развивать быстро растущий бизнес.

Когда Марку Цукербергу понадобился специалист по рекламе, он сманил Шерил Сэндберг из Google, которая была там вице-президентом по глобальным веб-продажам и операциям. Когда Эвану Шпигелю из Snapchat потребовался такой же профессионал для его мобильного фотоприложения, он нашел бывшую подчиненную Сэндберг – Эмили Вайт, которая заключала первые рекламные сделки для Instagram.

Таких чудо-менеджеров полным-полно в Кремниевой долине. Но за ее пределами их нелегко отыскать. Хироки Такеучи, 28-летний основатель и гендиректор платежной онлайн-системы GoCardless со штаб-квартирой в Лондоне, признает, что не встретил никаких проблем с наймом программистов. Но месяцами безуспешно искал хорошего кандидата в вице-президенты по маркетингу. «Это очень влиятельные люди, – вспоминает он. – Через год у нас так и не появилось управленческой прослойки. Но если бизнес достиг определенных масштабов, ему нужен менеджмент соответствующего уровня, знающий толк в быстром росте».

Технологических стартаперов часто высмеивают как людей с монументальным эго и манией величия. Но я обнаружил, что лучшие предприниматели достаточно скромны, чтобы понять свой долг перед командой.

Патрик Коллисон – гендиректор и сооснователь системы онлайн-платежей Stripe из Сан-Франциско, недавно оцененной в $3,5 млрд. Пару лет назад на Dublin Web Summit 26-летнего ирландца встречали как звезду. Местные технари выстраивались в очередь, чтобы сделать селфи рядом с ним. Коллисон признался мне, что роли основателя придают чрезмерную значимость, забывая, что, как только компания достигает определенного размера, ее будущее зависит от управленческой прослойки: «Я гендиректор, за мной последнее слово в каждом решении. Но все, что мы делаем, – плод не моих трудов. Я направляю... но не делаю. А если и делаю, то ничтожно малую часть».

FT, 7.04.2015, Антон Осипов