Соевый король Аргентины организует совместное предприятие с космической компанией

Он убежден, что вопросы экологии и геополитики людям помогут решить растения
Аргентинский соевый король собрался в космос/ freeimages

Густаво Гробокопателя зовут соевым королем Аргентины. Когда-то его компания помогла стране преодолеть экономический спад, а теперь развивает новые технологии в сельском хозяйстве.

Аргентинский соевый король неохотно носит свою корону и отговаривается тем, что люди всегда пытаются разукрасить историю собственной страны. Речь идет о возрождении аргентинской экономики после обвала в 2001 г., чему во многом способствовал начавшийся тогда бум в соевой индустрии. «Я ничего не изобретал. Нечестно присуждать мне такой титул», – говорит Гробокопатель, один из самых влиятельных бизнес-лидеров Аргентины. Он создал соевые плантации в 1990 гг., и с тех пор его компания стала третьим по величине в мире экспортером соевых бобов после Бразилии и США и самым крупным мировым экспортером соевого масла.

Гробокопатель и в самом деле мало похож на короля. Жизнерадостный, грузный 53-летний предприниматель в качестве хобби поет в фольклорном трио. Щетина не скрывает яркого румянца на его щеках и выдает деревенское происхождение. Гробокопатель родился в семье евреев-гаучо в небольшой деревеньке посреди зеленых и богатых на урожай пампасов в 200 милях от столицы. Его прадед жил когда-то на территории нынешней Молдовы. В Аргентину он эмигрировал в начале 20-го столетия, когда эта страна слыла одной из самых процветающих в мире.

От бобов к технологиям

Несмотря на все свои успехи, а инновационные управленческие практики, используемые предпринимателем, впору включать в учебную программу Гарварда, он не воспарил в облаках, а все так же продолжает двумя ногами стоять на земле. С иронией он говорит, что в свое время не был примерным студентом: «Я закончил университет по специальности «агроном», но мне сказали, что будущего у меня нет».

Гробокопатель смог применить свои знания в LosGrobo, семейной компании, которую его отец Адольфо учредил в 1984 г. То есть именно тогда, когда сын окончил университет. Юный Густаво предложил выращивать соевые бобы и тут же решил модернизировать производство. В итоге Гробокопатели оказались одними из первых, кто внедрил в Аргентине самые передовые технологии, которые только что опробовали в США. Они, например, использовали беспахотные методы земледелия и начали сажать генно-модифицированные семена. Урожайность резко выросла.

Семейный гигант

За три десятилетия Гробокопатель-младший превратил маленький семейный бизнес, владевший 1000 га сельскохозяйственных угодий, в крупную международную компанию, которая возделывает до 350 000 га земли в разных странах Латинской Америки, зарабатывает более $1 млрд в год, но при этом остается частным семейным предприятием.

Гробокопатель полон оптимизма в отношении будущего технологически продвинутого сельскохозяйственного сектора Аргентины. По его словам, он уже к этому будущему готовится. Предприниматель считает, что роль технологий в сельском хозяйстве будет постоянно расти, и поэтому LosGrobos сместила акцент с выращивания сои на предоставление услуг в таких секторах, как биотехнологии и точный высев. «Мы сейчас на пороге огромного технологического прорыва», – уверяет он.

Бизнесмен убежден, что аргентинские фермеры смогут занять место в авангарде «новой зеленой индустриальной революции». Ведь сейчас так бурно развиваются нанотехнологии, увеличивается использование робототехники и 3D-принтеров.

Даже в США, говорит он, больше традиционных фермерских компаний. Они слишком защищены законом и не отличаются гибкостью. А в Европе «фермеры получают так много субсидий, что уже превратились в простых садовников, им не важно, будут они производить больше или меньше», смеется предприниматель.

Фабрики жизни

Гробокопатель уверен, что мы должны думать о растениях как о маленьких фабриках, которые способны производить энергию, биопластик, ферменты и даже молекулы. «Растение – это завод без трубы. Оно не выбрасывает в атмосферу углекислый газ, а, наоборот, его поглощает. Это фабрика, которая использует свет солнца или другие виды возобновляемой энергии, а кроме того, находится за городом, что заставит людей вернуться из городов в деревни. Это фабрика, которая решит проблемы продовольственной безопасности, загрязнения окружающей среды, геополитики и бедности населения в сельскохозяйственной местности», – разглагольствует он.

Подобные мысли побудили Гробокопателя начать подготовку запуска проекта под названием Frontec. Это будет совместное предприятие с государственной космической компанией, которая отправляет в космос спутники. Снимки, сделанные спутниками, помогут определять качество почвы и размер урожая. Предприниматель считает, что проект даст фермерам возможность увеличить операционную прибыль на 30% за счет оптимизации плотности засева зерна и количества используемых удобрений. «Эти технологии нужны сельскому хозяйству, как микроскопы медикам», – говорит он.

LosGrobos удалось столь быстро диверсифицировать бизнес благодаря гибкой бизнес-модели. Компания сдала в аренду большинство своих земель и вывела на аутсорсинг работу некоторых специалистов и сельскохозяйственную технику.

Гробокопатель говорит, что эта стратегия помогла компании адап­тироваться и снизить многочисленные риски – от природных катаклизмов до политической нестабильности и колебания цен. А со временем знания в сфере технологии, в которые он сейчас щедро инвестирует деньги, будут стоить больше, чем сельскохозяйственные угодья.

FT, 22.04.2015, Мария Подцероб