Повышение пенсионного возраста приведет к конфликту дедов и внуков

Эксперты назвали главные риски притока на рынок труда представителей старшего поколения
А. Таранин

В правительстве продолжаются дискуссии о перспективах повышения пенсионного возраста. О том, что пока прорабатывается вопрос повышения пенсионного порога до 65 лет для депутатов и чиновников, рассказал в минувшие выходные премьер Дмитрий Медведев в интервью Сергею Брилеву в программе «Вести в субботу». По мнению министра финансов Антона Силуанова, увеличение пенсионного возраста для госслужащих могло бы стать первым шагом в повышении его для всех граждан.

Как бы то ни было, россияне предпенсионного возраста ничего не имеют против удлинения трудовой карьеры. По данным недавнего опроса ВЦИОМа, работать и по достижении пенсионного возраста в этом году хочет уже половина (50%) россиян, хотя еще в 2012 г. таковых было 42%. Соответственно, жить на одну пенсию рассчитывают 17% респондентов, тогда как в 2012 г. собиралась четверть (25%) опрошенных россиян.

«Если запретить людям работать по достижении пенсионного возраста – будет социальный взрыв», – уверена Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Повышение пенсионного возраста она считает неизбежным, напоминая, что, по расчетам экспертов, к 2030 г. при существующей солидарной пенсионной системе число работающих россиян предпенсионного возраста и пенсионеров сравняется (примерно по 45 млн человек), а это значит, что один работающий должен будет содержать одного пенсионера, тогда как в нормальной ситуации пенсионера должны содержать не менее четырех работающих граждан. По ее словам, это приведет к снижению пенсий до прожиточного минимума, что противоречит общественному договору, по которому пенсионеры должны получать достойное содержание от государства.

Перспективные сорокалетние

Плюсы налицо: пожилые работники, которые до сих пор считались малопродуктивными, будут восприниматься работодателями как кадры среднего возраста. Работодатели станут по-другому относиться к работникам после 40, считает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. На его взгляд, если сейчас сорокалетних считают бесперспективными и не хотят тратить деньги на повышение их квалификации (все равно скоро на пенсию), то после переноса времени выхода на пенсию ситуация изменится.

Гимпельсон напоминает, что увеличение пенсионного возраста может спасти от невосполнимой потери старых опытных кадров целые отрасли производства, которые держатся на старой гвардии. Яркий пример – легкая промышленность, куда с 90-х гг. молодежь не идет, предпочитая более оплачиваемые и престижные виды деятельности.

Малева уверена, что выход на рынок труда старшего поколения поможет ослабить дефицит кадров, и напоминает, что в ближайшие 10–15 лет на рынке труда скажутся последствия «демографической ямы» 1990-х гг. «Усиливающийся дефицит рабочей силы уже сейчас фактически сдвинул возрастные границы на рынке труда», – напоминает Андрей Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. По данным отчетных балансов трудовых ресурсов (Росстат) за 2000–2014 гг., численность работающих старше трудоспособного возраста увеличилась практически в 1,5 раза. Работающие старше трудоспособного возраста составляют почти 10% численности всего занятого населения. По данным Минтруда, сегодня получают пенсии 42 млн человек, из них работающих пенсионеров примерно 14 млн.

Если бы старость могла...

Плавное повышение пенсионного возраста до 65 лет в течение восьми лет привело бы к тому, что рынок труда пополнился бы на 8 млн экономически активных россиян, подсчитал ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Он уверен, что это приведет к конкуренции старшего поколения прежде всего с молодыми специалистами. Причем в текстильной и швейной промышленности, строительстве и некоторых производственных отраслях, добыче полезных ископаемых и энергетике конкуренцию «детям» и «внукам» «деды» не составят – эти отрасли либо предполагают тяжкий труд, непосильный для пожилых людей, либо там много трудовых мигрантов, и молодежь будет конкурировать прежде всего с гастарбайтерами, а не со стариками. В отраслях новой экономики, таких как IT, конкуренции тоже не будет – в них изначально преобладает молодежь. А вот в сфере госуправления и услуг, науке, образовании, медицине, торговле и финансах конкуренция будет ощутимой, считает Поляков.

«Повышение пенсионного возраста сократит возможности для участия молодежи в процессе ротации кадров, сузит их возможности для быстрого карьерного роста. Кроме того, вероятно, произойдет еще большее усиление напряженности и на рынке труда ряда регионов», – согласен Коровкин.

Эксперт предрекает снижение производительности труда. Дело в том, что старики трудно учатся чему-то новому, а значит, будут проблемы с заполнением высокотехнологичных вакансий. Кроме того, пенсионеры не склонны к переездам, поэтому затормозится внутренняя трудовая миграция, которая позволила бы решить вопросы кадровой диспропорции в регионах. Коровкин также отмечает, что для пожилых работников характерны более частые периоды нетрудоспособности. А самое важное, что увеличение предложения рабочей силы негативно скажется на зарплатах. Рост зарплат замедлится, прогнозирует Коровкин.