В России не принято совмещать работу и отпуск

Работодатели не доверяют сотрудникам или просто хотят сэкономить деньги
А. Таранин

В сезон отпусков многие сотрудники берут с собой в отпуск компьютеры и проводят время в телефонных звонках и подготовке документов. Американские работодатели часто поощряют отпускной трудоголизм, тогда как российские компании, наоборот, стремятся вытолкнуть сотрудников в отпуск. Причины разные: одни не верят, что сотрудники на удалении от начальства смогут продуктивно работать, другие считают, что неотдохнувший сотрудник станет работать хуже, третьи просто хотят сэкономить деньги.

Руководитель на привязи

Для руководителя прогулка по лесу – это не просто отдых. Это лучшее время, чтобы отвлечься от повседневной рутины и подумать о стратегии бизнеса. Но в России такое редко получается, из офиса звонят по каждой мелочи, рассказывает Дмитрий Кузин, гендиректор и владелец компании, работающей в сфере гостеприимства. «Недавно я был на природе, а мне трезвонят сотрудники и кричат в трубку: «Все пропало! Принтер не работает. Мы не сможем сделать формы регистрации для гостей». Я удивился. Разве нельзя просто сдать принтер в ремонт и решить эту мелкую проблему без меня?» – вспоминает Кузин.

Уже много лет российские руководители и топ-менеджеры не могут позволить себе уехать в отпуск, выключив телефон и полностью оторвавшись от работы, свидетельствуют директора по персоналу многих компаний. Одни связывают это с тем, что в Россию пришел западный тренд на совмещение отпуска с работой. Другие говорят, что российские руководители боятся ослабить контроль над сотрудниками и бизнесом, отчего, правда, и сами зачастую страдают.

На пляж с компьютером

Тренд на совмещение отпуска с работой возник поначалу в США, где он вполне оправдан местным законодательством: здесь продолжительность отпуска работника часто зависит от компании, должности или стажа. По данным проекта американской туристической ассоциации Project Time Off, в 2013 г. средний американский работник брал 16 дней отпуска, а в 2000 г. – 20 дней. Сокращение количества отпускных дней, по мнению американских экспертов, связано с все большим распространением дистанционного труда, а также с чрезмерной увлеченностью американцев работой и их неспособностью понять, что иногда лучше выпасть из рабочего процесса, чем постоянно оставаться в нем.

Например, системный архитектор компании Voyager Search Билл Реймонд идеальным местом работы считает Диснейленд в Орландо. В феврале они с женой прилетели сюда из Бостона. Несколько дней ушло на отдых, а еще пару дней Реймонд полноценно работал, устроившись с ноутбуком у бассейна. Он даже написал пост с советами, как максимально эффективно провести отпуск в Диснейленде. Главная хитрость – выбрать место, где у тебя как можно меньше отвлекающих факторов, например детей у бассейна.

В Америке работа в отпуске стала столь популярна, что в курортных местах типа озера Тахо или на Канарах уже стали открываться коворкинги, сдающие рабочие места сотрудникам компаний, работающим на удаленном доступе.

Начальство далеко, море близко

Однако российские эксперты уверены, что никакой коворкинг не сможет дисциплинировать работника, который приехал на море и осознал, что хочет отдыхать, а не работать. Производительность труда все равно скорее всего упадет. Большинство людей будут следить на пляже за детьми, ездить по экскурсиям с семьей и не смогут сделать работу к дедлайну, рассказывает один из них.

Труд отпускников

По данным SuperJob, более двух третей россиян соглашаются работать во время собственного отпуска. Чаще других с такой необходимостью сталкиваются руководители (84%).

В России работодатели иногда готовы позволить сотруднику работать на удаленном доступе и не брать официальный отпуск, когда речь идет об отлучке с работы по семейным обстоятельствам. Так, Ольга Ильгова, руководитель отдела технической поддержки «Дневник.ru», недавно уезжала из Санкт-Петербурга в родной город к родителям, чтобы решить кое-какие семейные проблемы. «Я не брала официально отпуск, но продолжала работать на удаленном доступе. Благо телефон и компьютер были с собой», – рассказывает она. Ей без проблем удавалось совместить работу с домашними делами, потому что она четко распланировала весь свой график. «Я из тех людей, кто все четко планирует. Если же вы человек настроения и вам сложно планировать, то лучше не работать удаленно. Такие люди даже в офисе иногда срывают дедлайны», – говорит она.

Помимо того что не для всех специальностей подойдет подобный формат работы, не все сотрудники еще и достаточно собраны и ответственны, чтобы работать дистанционно и в одиночку, когда за спиной у них не стоит начальник, а рука об руку с ними не трудятся их коллеги, говорят российские работодатели. Сложно найти человека, который сможет добросовестно трудиться в ситуации, когда за окном кричат чайки и шумит морской прибой. «Для работы на удаленном доступе необходима высокая степень готовности, которая определяется уровнем мотивации, компетенции, самоорганизации и адаптивности. В России этими качествами в полной мере обладают пока единицы», – говорит Олег Бусыгин, гендиректор тренинговой компании Intake.

Чувство счастья

Американка Ширли Блумфилд, гендиректор национальной телекоммуникационной кооперативной ассоциации NTCA, была чрезмерно довольна отпуском, который она совместила с работой, потому что, не отвлекаясь на посторонние встречи, смогла посвятить в отпуске много времени не только работе, но и мужу. Накануне отпуска они с мужем, юристом, синхронизировали запланированные у них мероприятия так, чтобы максимум времени проводить друг с другом. Они вывесили на кухне своего бунгало расписание телефонных совещаний, чтобы легче было назначать переговоры в одно и то же время. Они были очень счастливы.

Работодатели и работники понимают счастье по-разному. Показывать высокий результат и эффективно работать могут действительно лишь счастливые, полные сил люди, уверена Виктория Китаева, директор по персоналу российской компании «Скартел» (бренд Yota). А человек, который много лет не покидал полностью рабочего места, не может показывать те же результаты, что и сотрудник, который регулярно пользуется правом на отпуск. Поэтому в «Скартеле» не поддерживают такого подхода к отпуску. Впрочем, компаниями руководят не только заботы о здоровье сотрудников, но и материальные соображения.

Дорогая компенсация

Как говорит Ольга Абашникова, методолог BDO Unicon Outsourcing, в России отдых без оформления отпуска не очень приемлем для работодателя. Если официально человек не берет отпуск все 12 месяцев в году, то помимо выплаченных 12 зарплат компания остается должна ему отпускные. Российское законодательство вообще запрещает работодателю не предоставлять работнику отпуск в течение двух лет подряд. В противном случае компанию ждет штраф, поясняет эксперт.

Единственный вариант, когда с точки зрения законодательства такая работа на море возможна, – если сотрудник изначально оформлен как дистанционный. Например, в компании BDO Unicon Outsourcing более 30 штатных сотрудников работают удаленно из дома и даже из других городов. Преимущественно это специалисты службы IT-поддержки. Если в договоре сотрудника не зафиксирован конкретный адрес, по которому он всегда будет работать, он может позволить себе работу даже из другой страны. И это не становится заменой отпуску, говорит эксперт: позже он все равно должен в этот отпуск уйти. Молодые программисты или дизайнеры могут вообще работать неофициально из любой точки земного шара по самому свободному графику. Но для крупных компаний это не вариант, говорит Абашникова.

В подготовке статьи участвовал Антон Осипов

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)