Доходный бизнес трубочиста

Компания «НаноСерв» применяет бактерии для очистки коммунальных труб и котлов и неплохо на этом зарабатывает
Елена Левина начинала карьеру с должности главного бухгалтера в ЧОПе/ Е. Разумный/ Ведомости

Левина говорит, что компания прибыльна, но всю прибыль приходится вкладывать в оборот. Она регулярно подает заявки на гранты – и это уже дало свои плоды. Агентство стратегических инициатив включило «Наносерв» в «Клуб лидеров» и продвигает проект в различных госведомствах, а фонд «Сколково» выделил целевой грант в 5 млн руб. «Наносерв» победил в конкурсе на лучшее энергоэффективное решение для ЖКХ, который фонд проводил в этом году. Левина говорит, что, возможно, эти деньги будут вложены в развитие производства, поскольку спрос на реагент «Наносерва» есть не только в России, но и за рубежом. В сентябре Левина собирается лететь во Вьетнам и сделать первый шаг к завоеванию иностранного рынка. Дилеры у «Наносерва» есть в Белоруссии, идут переговоры с Литвой и Латвией. Впрочем, сначала «Наносерву» придется решить проблему финансирования. «Чем больше планов, тем больше нужно средств. Мы рассматриваем возможность привлечения стратегического партнера», – поясняет Левина.

Первую промывку промышленного котла котельной 33-летняя Елена Левина, основатель и совладелец краснодарской компании «Наносерв», провела в 2012 г. Ее знакомый заинтересовался технологией «Наносерва», которая позволяла очищать трубопроводы, бойлеры, теплотехническое оборудование от соляных отложений и накипи, и разрешил провести тест в его котельной. «Жидкость частично вытекла через неплотно закрытые люки, но очистка удалась», – вспоминает Левина.

Компания «Наносерв» была основана в 2012 г. Левиной и Лидией Левченко. На старте Левина инвестировала 5 млн руб. своих денег (накопленных за время работы финансовым директором в агентстве PRM Group). По данным «СПАРК-Интерфакса», Левиной принадлежит 51% компании, Левченко – 49%. Но уже через два года, в 2014 г., по словам Левиной, выручка «Наносерва» составила 38 млн руб. У компании внушительный портфель заказов. Она занималась очисткой труб и котлов для крупной теплогенерирующей компании перед Олимпиадой в Сочи, кроме того, «Наносерв» обслуживает школы, детские сады, отделения полиции, а также управляющие компании и ТСЖ. У «Наносерва» 852 клиента, 30 контрактов и тестовых внедрений в крупных компаниях (РЖД, «Алроса», «Башнефть»).

Бизнес на дружбе

Левина не скрывает, что построила бизнес, используя дружеские связи. В 1980-е гг. микробиолог Виктор Звенигородский и его друг-инженер Виктор Богомолов изобрели технологию очистки с использованием бактерий. В 2012 г. Богомолов передал право на использование патента своей дочери Лидии Левченко и ее подруге – Левиной. Метод «Наносерва» уникален и основан на использовании особых бактерий, культивируемых в лабораториях компании. В трубу помещается сыворотка с питательной средой, содержащей лактозный сахар и минералы, и затем бактерии перерабатывают эту среду в монокислоты. Смесь за 10–18 часов растворяет скопившиеся отложения. Преимущество способа в том, что оборудование не повреждается, как это происходит при применении обычных методов с использованием соляной кислоты или механического воздействия на трубы.

Заработать на ветхости

«Жилфонд в России старый, с каждым годом он ветшает. А это наши потенциальные клиенты», – говорит Анна Блейер, генеральный директор компании «Савант рисерч энд девелопмент», которая тоже занимается очисткой труб. «Савант» контролируется Михаилом Слободиным, президентом «Вымпелкома». Правда, компания применяет альтернативную технологию на основе органического вещества хитозан. Инвестиции в «Савант» составили $2 млн. По данным исследования «Савант рисерч энд девелопмент», потенциальный объем жилищного и социального сектора составляет 15 млн зданий, что соответствует не менее 15 млн промывок за три года. В денежном выражении при стоимости одной промывки в 100 000 руб. получается 1,5 млрд руб. за три года.

В России вырос целый бизнес по очистке труб. Одни компании используют давно известные способы очистки: заливают соляную кислоту либо используют механические методы пробива трубы. Другие пытаются использовать инновации. Блейер говорит, что сейчас в России есть две компании, которые чистят системы отопления по инновационным технологиям, – «Савант» и «Наносерв».

Эффективнее всего не чистить старые изношенные трубы, а заменить на новые полипропиленовые, возражает Сергей Пушкин, менеджер региональных проектов компании – изготовителя труб «Ростурпласт». К тому же промывать трубы, по мнению Пушкина, придется регулярно. Левина возражает: стоимость замены всего оборудования типовой хрущевки во время капремонта до кризиса составляла не менее 2,5 млн руб. Тогда как очистка такого же здания обойдется во много раз дешевле – около 120 000 руб., говорит Левина. Одной промывки, по ее словам, хватает на период от трех до 10 лет в зависимости от жесткости воды.

Поиски клиентов

Успех «Наносерва» во многом обусловлен активностью самой Левиной. Она ездит на переговоры, обивает пороги потенциальных клиентов. Ведь самое сложное в бизнесе трубочиста – найти доступ к клиентам, а это заказчики из муниципального сектора и крупные корпорации. Контракты готовятся долго. Часто, чтобы получить их, «Наносерв» вынужден был проводить тестовые испытания за свой счет. Например, им пришлось сначала провести тестовую очистку труб на 800 000 руб. для «Башнефти», чтобы получить контракт.

Промышленный рай

Объем промышленного сектора очистки труб гораздо больше, чем жилищного: 93,5 млн административных и производственных зданий для 4,7 млн крупных и средних предприятий, что составляет не менее 90 млн промывок, или 4,75 млрд руб. за три года.

По словам Левиной, проще всего работать с собственниками жилых помещений, структурами ТСЖ. Те считают каждую копейку, следят за оборудованием и охотно заключают договоры. А вот управляющим компаниям, наоборот, поломка оборудования и ее замена выгодна, поэтому они не заинтересованы в услугах чистки. На бюджетные организации приходится около 30% всех заказов. Этот сегмент Левина сразу же оценила как самый перспективный, поэтому договаривались с чиновниками из департаментов образования и здравоохранения лично. Для этого ей пришлось посетить 15 городов в Сибири, Республике Хакасии, на Северном Кавказе. Даже если бы компания не выигрывала тендеры, это был шанс заявить о своей технологии, говорит она.

Готовят сами

Технологи «Наносерва» денно и нощно готовят реагент в лаборатории. Левина говорит, что первая лаборатория была открыта в одном из офисных зданий Краснодара, но позже они смогли расширить производство. Компания наняла внештатных микробиологов из НИИ Краснодара, Новосибирска, Омска, Москвы, Томска и др. Специалисты улучшили технологию. Например, раньше реагент готовили в жидком виде, а прошлой осенью производство было перестроено для выпуска сухого концентрата. Это было сделано для того, чтобы выращенные бактерии не погибали при низких температурах при транспортировке в северные регионы. Левина говорит, что инвестиции в производство составили около 10 млн руб. Нанимать сторонних ученых дешевле, нежели купить оборудование и выполнять работу собственными силами. В 2014 г. компания создала собственный бренд «Бонака» для продвижения реагента на рынке.

Рост за счет дилеров

В 2013 г. «Наносерв», в котором работают всего 20 сотрудников, начал выстраивать дилерскую сеть. На идею Левину натолкнули сами партнеры, которые обратились в «Наносерв» с просьбой о сотрудничестве. Первым стал партнер в Красноярске в 2013 г. Он нашел «Наносерв» через интернет и объяснил, что тоже занимается очисткой труб с помощью химикатов. Но результаты работы низкие, поскольку агрессивные средства очистки часто приводят к порче оборудования.

Компания продает партнерам реагент для чистки и обучает сотрудников тому, как им пользоваться. Один из них – краснодарская компания «Техникс плаза» занимается очисткой оборудования для приготовления пищи в ресторанах. Сейчас у «Наносерва» 63 дилера по России. Левина не раскрывает подробности финансовых взаимоотношений с дилерами, но утверждает, что выручка, которую они приносят, гораздо больше, нежели выручка самого «Наносерва».

Международная экспансия