Требуются женщины – генеральные директора

70% международных компаний мечтают о высшем женском руководстве
В России никто никогда не отслеживал, какие компании более успешны – «женские» или «мужские»/ С. Портер/ Ведомости

Мужчине нужно быстро заработать миллиард, иначе он проиграл, а женщина идет вперед медленно, но верно, делится своими ощущениями Ольга Ситник, совладелец турфирмы ExploRussia. В ее компании сложился гендерный баланс: двое партнеров – мужчины, а еще двое – женщины. «Мужчины часто предлагают быстрые, прорывные решения, а мы – более гибкие и мягкие. В результате находим компромисс и формируем стратегию бизнеса», – рассказывает Ситник. По данным исследования, проведенного в 2015 г. совместно компанией EY и центром изучения предпринимательства Kennesaw State University’s Cox Family Enterprise Centre, 70% из 2400 опрошенных по всему миру частных компаний планируют назначить своим следующим гендиректором женщину. А 55% уже ввели по крайней мере одну женщину в совет директоров. Говоря о причинах возникновения тренда, авторы ссылаются на многочисленные исследования, подтвердившие, что компании, где в советах директоров присутствуют женщины, показывают лучшие финансовые результаты, чем компании, в совет директоров которых входят только мужчины: первые более прибыльны и стоимость их капитала выше. Такие компании чаще фокусируются на формировании разумной управленческой структуры и на снижении рисков, что тоже улучшает финансовые результаты. Мужчины принимают решения, исходя исключительно из финансовых результатов, без расчета того, как это повлияет на человеческие ресурсы, говорит Антон Ионов, руководитель по работе с частными клиентами EY в России. Женщины же принимают в расчет многие факторы, которые не лежат на поверхности, – например, думают о том, как то или иное решение может отразиться на сотрудниках компании. Недаром в крупных корпорациях директорами по персоналу часто назначают именно женщин.

Учит и дома, и на работе

В России никто никогда не отслеживал, какие компании более успешны – «женские» или «мужские», но одно можно утверждать с полной уверенностью: женщины более осмотрительны и осторожны в ведении бизнеса, что позволяет им лучше переживать любые кризисные времена, размышляет Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль». Еще одной типично женской чертой она считает умение нести ответственность за свою команду. «Мой сын отвечает в компании за интернет-подразделение. У него более жесткий и рискованный стиль управления, чем у меня», – отмечает она. Чаще всего трения возникают у матери и сына из-за отношения к старым сотрудникам компании. Эльдарханова дорожит сотрудниками, которые проработали в компании 20 лет. Ведь именно они помогли ей построить бизнес и сделать его таким, каким он стал сейчас. «Если человек служил нам верой и правдой много лет, если он предан компании, то не стоит его увольнять только потому, что он стал старше и уже не справляется с той работой, которой раньше занимался. Ему всегда можно подыскать в компании другую должность», – объясняет Эльдарханова свою позицию. Сын, говорит она, часто расстраивается из-за того, что она не дает ему решить проблему с тем или иным сотрудником так, как хотелось бы ему. Но бразды правления в компании в ее руках, и именно она принимает окончательное решение. «Мужчины более авторитарные и жесткие. Женщина же всегда остается воспитателем и в семье, и на работе», – говорит она.

Деньги не главное

Женщины значительно меньше думают о деньгах, чем мужчины, и больше о самореализации и пользе, которую они могут принести другим. Это во многом определяет их подход к бизнесу, считает Екатерина Воронина, владелец издательства «Зеленая книга». В издательстве, говорит она, ей часто приходилось вести бизнес по-мужски: разруливать конфликтные ситуации и принимать жесткие решения. Это утомляло, и месяц назад Воронина создала новый проект, что называется, для души. Она начала делать и продавать через Instagram украшения из природных материалов. Начинание имело неожиданный успех: за один месяц у Ворониной появилось 500 подписчиков, продажи растут день ото дня и уже появились первые прибыли. Сейчас предприниматель думает о создании отдельного сайта, где она будет продавать свои изделия. «Хорошо, что сейчас появилась возможность создавать маленькие бизнесы, которые отвечают потребностям узкой, конкретной аудитории. Это дает женщинам много возможностей для самореализации и успешной деятельности», – объясняет Воронина. С ее точки зрения, эти мелкие бизнесы не для мужчин, так как мужчинам всегда нужны масштаб, высокие заработки и большие доли рынка. Но именно на такие небольшие бизнесы будет опираться экономика будущего.

Винита Гупта
Гендиректор компании частной семейной компании Lupin Pharmaceuticals

Мне повезло: мой отец, мой главный наставник, не видел разницы между мной и моим братом. Я никогда не думала, что я чем-то отличаюсь. Мне не пришлось бороться за место в организации. Но мне пришлось доказать, что я его заслуживаю.

Он говорит – она делает

«Если мужчина мыслит глобально и рассуждает о том, где его компания будет через 10 лет, то женщина все сделает для того, чтобы эти рассуждения стали реальностью», – говорит Наталья Яковлева, президент и единственный владелец группы компаний «Авис» (занимается продажей инновационных технологий для сельского хозяйства). Что дает ее бизнесу держаться на плаву в кризис, так это всегда внимательное отношение к деталям, считает она, начиная с того, какой у тебя секретарь, и заканчивая тем, как работает сайт компании. «Мы никогда не ставим перед собой цель достичь конкретного объема продаж, – делится Яковлева. – Продать можно много чего, но, если у клиента что-то сломается и мы не сможем устранить проблему, наша репутация будет испорчена». Партнеры из Америки не нарадуются, что в России их дела ведет женщина. Им нравится, что она переживает за их бизнес, как за свой собственный.

По стандартам

Бизнес в России – процесс крайне жесткий. Здесь часто происходят столкновения характеров руководителей и владельцев компаний, отношения партнеров часто бывают жесткими и это не способствует массовому приходу на руководящие позиции в бизнесе представительниц слабого пола, говорит Игорь Беликов, директор Российского института директоров. К тому же, добавляет он, уровень сексизма в России очень высок и немалый процент женщин видит свою жизнь в рамках навязываемых им традиционно женских стандартов поведения. Этот новый вариант патриархальности заметно снижает количество женщин, мечтающих о деловой карьере. Беликов убежден, что в России еще не скоро частные компании захотят назначить генеральным директором непременно женщину. Для зарождения этого тренда сейчас нет предпосылок, говорит эксперт.

Однако сами женщины, занимающиеся бизнесом в России, уверены, что с каждым годом в России количество женщин – предпринимателей и руководителей высшего звена будет только увеличиваться. «Мужчины обычно либо успешные бизнесмены, либо хорошие семьянины, им редко удается совмещать несколько ролей. Женщины же одновременно могут планировать праздник ребенку, семейный отпуск, бюджет компании и ее стратегию развития, легко переключаясь в течение дня с одного на другое», – говорит Елизавета Александрова, гендиректор «Стилмы». Возможно, в этом кроется успех многих женщин в бизнесе, добавляет она. Женщины умеют решать сразу много задач, они гибче, адаптивнее и лучше работают в команде. А все эти качества особенно важны в кризис.