Как автозаводы в России удерживают уцелевших сотрудников

На смену массовым увольнениям пришли другие методы управления кадрами
Сейчас автозаводы пытаются сохранить занятость разными способами: одни избавляются от заемного персонала, другие переводят рабочих на другие предприятия в расчете на то, что скоро смогут позвать их обратно/ С. Портер/ Ведомости

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе – июне 2015 г. в России было продано 782 094 легковых и легких коммерческих автомобиля. Это на 36,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На автозаводах прошли массовые увольнения. Если в мае прошлого года на автозаводах работало 205 134 человека, то год спустя – на 10,5% меньше (183 534), говорится в отчете «АСМ-холдинга».

А сейчас автозаводы пытаются сохранить занятость разными способами: одни избавляются от заемного персонала, другие переводят рабочих на другие предприятия в расчете на то, что скоро смогут позвать их обратно.

Берегут штатных

Завод Nissan в Петербурге («Ниссан мануфакчуринг рус») оказался одним из немногих, кто не стал в условиях падения продаж сокращать рабочих. Зато избавился от тех, кто работал по договорам с внешними агентствами занятости, рассказал Петр Принев, руководитель орготдела Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА). Таких людей, по словам Романа Скольского, представителя компании Nissan в России, насчитывалось чуть больше 300, с ними предприятие не стало продлевать договоры. Но все 2000 штатных сотрудников не пострадали, добавляет Скольский. Завод поддерживает политику сохранения кадров, так как надеется на продажи автомобилей Nissan Qashqai и Nissan X-Trail, говорит Алексей Этманов, председатель МПРА. Более того, в начале лета всем работникам завода примерно на 7% проиндексировали зарплату, отметил Принев.

Перераспределяют и обучают

До конца весны «Фольксваген груп рус» из 5200 сократил 770 рабочих мест, рассказал Дмитрий Трудовой, председатель МПРА в Калужской области. «Мы ввели традиционную для всех автопроизводителей практику добровольных увольнений, т. е. предлагали людям уйти по собственному желанию с выплатой шести окладов и компенсацией за неиспользованный отпуск», – пояснил он. На такие условия согласилось 500 человек, остальных 270 пришлось перераспределять на другие предприятия.

Лидер увольнений

Половина сокращений в автопроме пришлась на «АвтоВАЗ»: в 2014 г. группа в рамках программы оптимизации расходов уволила почти 20% работников. В 2015 г. «АвтоВАЗ» планирует сократить еще 1100 человек.

200 из них переводом оформили на моторный завод «Фольксваген груп рус» в Калуге, который расположен непосредственно на производственной площадке по сборке автомобилей. По словам Трудового, если должность при переводе понижалась, то человеку обещали гарантированно в течение трех лет выплачивать разницу в зарплате плюс возможность вернуться на прежнее место работы при открытии соответствующей вакансии. В случае если таких людей наберется несколько, а вакансия будет одна, то предпочтение отдадут более опытному (будут учитываться образование соискателя и его стаж работы в должности).

Еще 70 человек трудоустроили в логистический центр автокомплектующих, который находится в Чеховском районе Московской области. Работодатель у этих рабочих остался прежний («Фольксваген груп рус»), и зарплата, несмотря на переезд в другой регион, тоже не изменилась – от 32 000 до 40 000 руб., столько эти рабочие получали в Калуге.

Отправляют за границу

В редких случаях избыточных сотрудников отправляют за границу. Такая практика, например, с 2014 г. применяется на «Фольксваген груп рус». Все затраты на обучение рабочих за границей компания берет на себя, говорит Наталья Костюкович, директор «Фольксваген груп рус» по связям с общественностью. Группа рабочих из 60 или 80 человек едет на три месяца в Германию проходить обучение без отрыва от производства, но на самом деле они просто работают там, поделился Трудовой. Весной приглашение получили от двух немецких заводов, т. е. с «Фольксваген груп рус» уехало около 120 человек. По словам Трудового, все они в это время получали 2500 руб. в сутки командировочных (включая субботу и воскресенье) и свою российскую зарплату – около 1500 руб. в день. Как только одна группа возвращается в Россию, следующая отправляется в Германию.

Он пояснил, что отбором кандидатов на обучение за границей занимается не российский работодатель, а завод из Германии, который исходит из своих потребностей. Сейчас, например, в связи с запуском новых моделей немецкие заводы испытывают дефицит в высококвалифицированных автоэлектриках и техниках по восстановлению лакокрасочного покрытия. От кандидатов требуется наличие данной специальности и действующего загранпаспорта, говорит Трудовой: никто не проверяет кандидата на знание языка и не обращает внимания на его опыт. Он также отметил, что каких-либо карьерных преимуществ у тех, кто получил опыт работы за границей, не возникает. Работа на производстве в Германии или в какой-то другой стране ничем не отличается от работы на производстве в России, поясняет Трудовой.

Держат в простое

В 2014 г. завод Ford Sollers во Всеволожске перешел на односменный режим работы и ввел неполную рабочую неделю. По соглашению сторон было уволено 700 человек. Эту неделю предприятие работает по пятидневному рабочему графику, но уже со следующей снова переходит на четырехдневку. Руководство объясняет это продолжающимся падением продаж, рассказывает Игорь Темченко, сварщик 4-го разряда, председатель МПРА в Петербурге и Ленобласти. Его зарплата сейчас составляет 50 000 руб., но из расчета четырех рабочих дней она сократится примерно на 20%.

У других – его коллег – людей, которые имеют в большинстве своем 3-й разряд, ситуация еще хуже, добавляет Темченко. Так, с февраля 32 рабочих находятся в бессрочном простое и получают две трети от своего среднего заработка, это около 18 000 руб. Те, кто в простое, – активные профсоюзные деятели, т. е. неугодные начальству люди. Их таким образом заставляют увольняться по собственному желанию, убежден Темченко. Уходить по соглашению сторон с выплатой нескольких окладов на заводе никто не предлагает, говорит он. На другие заводы тоже никто никого не распределяет. Принев при этом отметил, что всем рабочим Ford Sollers на 5% проиндексировали зарплату. Елизавета Новикова, представитель Ford Sollers, подтвердила, что 32 рабочих завода во Всеволожске находятся в простое. По ее словам, они получают больше 18 000 руб. Все они продолжают числиться в штате, а некоторые из них даже подрабатывают на других предприятиях, отметила Новикова.

Первый вице-президент и исполнительный директор компании Ford Sollers Адиль Ширинов заявил, что новых сокращений рабочих на заводе во Всеволожске не запланировано. Он отметил, что запуск производства нового Ford Mondeo в апреле и обновленного Ford Focus позволит в ближайшее время отказаться от четырехдневки и вернуться к нормальному графику работы. Однако Ширинов не уточнил, когда именно это произойдет. «Фольксваген груп рус» в Калуге скоро будет производить автомобили для США и Индии, говорит Трудовой. Перед общезаводским отпуском, который традиционно начинается в конце июля, производство завода из-за снижения спроса было загружено на 80%, и люди работали по четыре дня в неделю. Получив же новые заказы, «Фольксваген груп рус», по словам Трудового, перейдет на пятидневный график.

Лучше не будет

Глава Минпромторга Денис Мантуров заверил, что правительством приняты серьезные меры по поддержке спроса на автомобили, благодаря чему занятость высококвалифицированных специалистов будет обеспечена. Мантуров даже привел пример: около 900 рабочих остановившегося завода General Motors в Петербурге власти хотели пригласить в сектор судостроения в Северо-Западном регионе. Но пригласить не успели – всех их взяли к себе на работу предприятия, которые занимаются производством автокомпонентов, объяснил министр. Государство поддерживает занятость в автопроме через специальные программы переобучения и организации временных работ, говорит Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ капитала».

Падение на автомобильном рынке продолжится и предприятия будут сокращать и сборку, и персонал, считает и Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат». Выходом из ситуации могло бы стать создание новых рабочих мест благодаря повышению уровня локализации (увеличению доли отечественных автокомпонентов), но этого быстро не добиться, так как в России не хватает производственных мощностей, отмечает он.