Роботам и людям придется научиться сосуществовать

Для управления персоналом, половина которого неодушевленна, нужны особые навыки
Роботов сегодня можно встретить не только на складе и в цеху, но и в офисах, школах, гостиницах, ресторанах и банках/ ТАСС

Последний отчет компании Forrester Research посвящен тому, как роботы или «искины» (искусственный интеллект), если они появятся, повлияют на безработицу. Большинство экспертов согласно, что в ближайшие десятилетия развитие технологий сократит количество рабочих мест для людей. В 2013 г. исследование Оксфордского университета напугало общественность шокирующим прогнозом, что из-за роботов выгонят на улицу 47 человек из 100.

Forrester менее категорична. Ее аналитик Дж. П. Гаундер ознакомился с положением дел как в гигантах вроде Delta Airlines, Whole Foods Market и Lowe’s Companies, так и в стартапах. Он ожидает, что в США к 2025 г. роботы вытеснят с рабочих мест 22,7 млн человек – 16% от числа занятых на сегодняшний день. Но попутно будут создаваться новые рабочие места, так что в итоге под угрозой окажется куда меньше работников – 7%, или 9,1 млн.

В конце концов из-за роботов произойдет социальная революция, считает Гаундер. Но ее вызовет не перераспределение рабочих мест в пользу роботов, а критическая масса незначительных изменений, которая изменит характер работы. Кстати, под роботами Гаундер понимает и автоматические механизмы, которые стоят на конвейере или бегают по складу вместо кладовщиков, как боты Kiva ритейлера Amazon, и программы вроде Watson, разработанной IBM для выполнения интеллектуальной работы. Например, для диагностирования пациентов или создания кулинарных рецептов на основе анализа больших массивов данных.

Конечно, кое-где в жизни воплотится история «Чарли и шоколадная фабрика» – когда отец героя, потерявший работу из-за роботов, снова возвращается в штат того же завода, чтобы их чинить. На каждые 10 рабочих мест, отнятых машинами, появляется одна вакансия программиста, инженера, дизайнера, техника или тренера. Больше всего от технического прогресса пострадают обслуживающий персонал, строители и продажники, говорится в отчете. Сервисы самообслуживания заменят кассиров и риэлторов. Сантехники и электрики могут быть вытеснены домашними автоматами.

В сфере обслуживания клиентов техника уже соперничает с людьми. Например, в отелях Aloft роботы используются как курьеры, доставляющие заказы в номер. В Техасе в ресторане Schlotzsky’s Deli заказы принимает автоматика. Ритейлер Lowe тестирует систему Oshbot – робота-помощника, который способен отвечать на вопросы, показывать клиентам схему торгового зала или провожать к полкам с нужными им товарами.

То же самое в доставке. Люди занимаются сортировкой и упаковкой, а машины – перемещением тяжестей. Например, роботы стартапа Aethon специализируются на перевозке тяжестей и опасных грузов. А специалисты стартапа Fetch Robotics – компании со схожей специализацией – сделали команду двух роботов: один снимает товары с полок, другой их перевозит.

Гаундер оставляет открытым вопрос, перевесят ли социальные выгоды автоматизации ее негативное влияние на рынок труда. Программное обеспечение, которое пишет статьи на основе финансовых отчетов корпораций, может освободить журналистам время для более интересных дел. Но некоторые финансовые журналисты могут начать беспокоиться о своем будущем. Производители автоматических и механизированных систем парковки автомобилей вроде Boomberang избавляют людей от монотонного труда. Но, может быть, некоторым работникам парковки нравилось такое занятие?

Сейчас главный вопрос для компаний не в том, как заменить людей роботами, а в том, как добиться того, чтобы роботы и люди трудились бок о бок. Даже для управления персоналом, половина которого одушевленная, а другая половина неодушевленная, требуются совсем другие навыки. Как говорится в отчете, «компаниям придется лоббировать изменения в учебных программах и введение курсов, учащих людей навыкам работы с коллегами-роботами».

WSJ, 26.08.2015, Антон Осипов