Работодатели больше не хотят терпеть послеотпускную хандру сотрудников

Ухудшившиеся условия работы диктуют более жесткое отношение к персоналу
В кризисное время в России многие вообще остались без отпусков или им отпуск значительно сократили/ М. Стулов/ Ведомости

В России работодатели традиционно больше думают о трудовых задачах и производительности труда, чем об эмоциях сотрудников. Рядовой персонал считают чем-то вроде ресурса, который нужно эксплуатировать, послеотпускная депрессия даже не принимается в расчет, делится своими впечатлениями Олег Бусыгин, гендиректор консалтинговой компании Intake-Consult. «В России работа с послеотпускной депрессией – дело рук подчиненного. Руководитель же просто должен мотивировать сотрудника. Если он мотивирует правильно, то человек быстрее включается в работу», – говорит он.

В кризисное время в России многие вообще остались без отпусков или им отпуск значительно сократили. О послеотпускной депрессии и вовсе сегодня нет и речи, объясняет Юрий Кондратьев, генеральный директор Lightman Solutions. Прошедшая оптимизация заставила многих работать больше и расширить зону ответственности: например, перейти от стратегической работы к оперативной и более рутинной. «Руководители стали испытывать нехватку исполнителей. Зарплата не растет, бонусы отменяются, а трудозатраты, наоборот, увеличиваются», – уточняет Марат Яфизов, партнер хедхантинговой компании Alex Primus, член НП «Эксперты рынка труда». Несмотря на недовольство, у руководителей нет времени на хандру, через день после отпуска они уже не помнят, что только что из него вернулись. «Я тут же разбираю гору писем, созываю совещания. Ведь бизнес сейчас поставлен в условия, когда надо выживать, работы много и уделять время своим эмоциям некогда», – говорит Андрей Сафанюк, директор по персоналу компании Ostin. Сафанюк добавляет: «Мы всегда с корабля прямо на бал. У нас к этому привыкли». На фоне происходящего неудовлетворенность работой растет, добавляет Яфизов. По его словам, это заметно на всех уровнях, особенно среди среднего менеджмента и высшего руководства.

Один день на перезагрузку

Рядовые сотрудники в компании Ostin имеют право на день адаптации после отпуска, рассказывает Сафанюк. Так сложилось, что 80% рядового персонала Ostin – женщины. Им обязательно нужно после отпуска осмотреться и поделиться впечатлениями. Тогда они потом и работать будут лучше. Сафанюк уверен, что такие небольшие послабления людям обязательно нужны, особенно в кризис. Ведь после оптимизации нагрузка на каждого сотрудника возросла, зарплаты же немного подняли только отдельным и наиболее нуждавшимся сотрудникам, мотивировать людей сложно.

Обычно российским работникам на адаптацию после отпуска дают всего день, но британцы, например, могут позволить себе целых пять. Прошлогоднее исследование Monster.co.uk показало, что 62% британцев впадают в послеотпускную депрессию. Другой сайт, Britishsummerfruits.co.uk, выяснил, что эта депрессия длится в среднем пять дней, в течение которых сотрудники с превеликим трудом концентрируются на выполнении трудовых задач, допускают массу ошибок и нередко срывают сроки сдачи работы. Производительность труда при этом падает.

Британцы могут позволить себе пятидневную послеотпускную депрессию, потому что живут в устойчивой и стабильной экономической системе. Россияне же люди более закаленные. Они живут в турбулентной экономической среде, где случаются кризисы и никто не знает, что будет завтра, говорит на это Бусыгин.

Самолечение позитивом

Людей держит в тонусе и помогает им бороться с депрессией в рекордно сжатые сроки не только страх потерять работу. Есть и такие, кому кризис помог опять почувствовать вкус жизни и радость преодоления, ведь в это время «нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте», рассказывает Татьяна Модеева, генеральный директор Acsour.

Все раздражает

По данным британских исследователей, в первые пять дней после отпуска 56% британцев раздражаются с утра из-за звенящего будильника, 41% – ненавидит свой переполненный письмами электронный почтовый ящик, а 21% – злится из-за автомобильных пробок.

Люди, настроенные позитивно, либо не страдают послеотпускной хандрой, либо ищут собственные способы борьбы с депрессией. Например, Алексей Кирсенко, директор по персоналу «Панавто» (официальный дилер «Мерседес-Бенц»), рассказывает, что некоторые его коллеги выходят из отпуска не в понедельник, а в пятницу. Последний день трудовой недели обычно не сильно загружен по сравнению с остальными и можно посвятить его изучению дел, которые накопились за время отпуска. Благодаря этому к понедельнику человек уже входит в рабочий ритм и может полноценно выполнять свои обязанности.

А Кондратьев из Lightman Solutions делит своих сотрудников на два разных психологических типа: общительные ребята-экстраверты заряжаются после отпуска, когда сразу берутся за исполнение самых неординарных задач. Чем меньше монотонного труда будет после отпуска, тем быстрее они включаются в работу.

Более спокойные сотрудники, «одинокие волки», успешно акклиматизируются на работе после отпуска, если начинают свою работу с подробного разбора полетов: что было до отпуска, какие события произошли, пока их не было, за что предстоит взяться. Им, как правило, наоборот, необходимо взяться сначала за самые быстрые, легкие задачи. Так они почувствуют новый ритм и быстрее войдут в курс. Но найти способ подзарядиться после отпуска должен сам сотрудник. Вряд ли начальник сможет сделать это за него.

Не жалея себя

Далеко не каждый сотрудник понимает, как справиться самостоятельно с послеотпускной хандрой. Особенно если он молод, быстро выгорает и в силу возраста не переживал предыдущих кризисов, говорит Модеева из Acsour. В итоге многие уходят, текучесть в организациях растет, а люди ищут места, где менее жесткие условия работы и на них меньше давят, поясняет она и добавляет: в этой ситуации на руководство ложится еще больше ответственности – надо не только сохранить бизнес, но и выступать психологом для своих сотрудников, чтобы они не уходили в другие организации.

Самый лучший способ – это все время держать сотрудников в поле своего зрения и не давать им хандрить и расслабляться, уверена Марала Чарыева, гендиректор компании «Сити-ресторантс». Сама она, находясь в отпуске, всегда проверяет почту и отвечает на письма и телефонные звонки. Это, с одной стороны, облегчает ей потом процесс возвращения на работу, так как она продолжала держать руку на пульсе и до конца не расслаблялась. С другой стороны, подчиненные знают, что начальник, хотя и находится в отпуске, все равно за их работой следит. «Главная причина возникновения депрессии – жалость к себе», – говорит Чарыева. Она же уверена: не надо себя лишний раз жалеть, тогда работа будет спориться и у тебя, и у подчиненных.