Илон Маск выстраивает вертикаль

В эпоху глобализации генеральный директор Tesla Motors собирает производство электрокаров в одном регионе и стремится к единоначалию
Маск – весьма жесткий человек, для которого главное – его дело, говорят его близкие и знакомые/ Richard Drew/ AP

Гендиректора Tesla Motors Илона Маска спросили, не собирается ли его компания заняться каршерингом, став чем-то вроде Uber. Маск, один из величайших шоуменов и пиарщиков мира, отказался отвечать. «Вы слышали, чтобы когда-нибудь Маск отказывался говорить о стратегических решениях?» – изумлялся автор вопроса, аналитик Morgan Stanley Адам Джонас. Но две недели спустя после молчания Маска в Detroit Free Press вышла статья о появлении нового подразделения – Tesla Mobility, которое к 2029 г. создаст сеть роботов-автомобилей, поездки на которых предоставляются пользователям через запросы в мобильном приложении. Скептики говорят, что, прежде чем озадачить Uber, Маск должен наконец-то выпустить третью машину – Model X стоимостью $90 000, выход которой откладывался уже много раз.

Чтобы удешевить модель, Маск строит в пустыне Невады гигантский завод по выпуску аккумуляторов стоимостью $5 млрд. «Риски Tesla экстраординарны, – отмечает автомобильный аналитик Макс Ворбуртон. – Это не только одна из самых вертикально-интегрированных компаний – это наиболее вертикально-интегрированная компания со времен Ford 1920-х гг.».

Непотопляемый

Маск не раз оказывался на грани банкротства. При его разводе с женой выяснилось, что все миллионы он вложил в бизнес и живет на одну зарплату ($8255 в месяц). Но каждый раз деньги находились. В прошлом году компания нашла деньги, продав 3,1 млн акций за $740 млн.

Маск – весьма жесткий человек, для которого главное – его дело, говорят его близкие и знакомые. Один из поставщиков вспоминает: как-то в пятницу была обнаружена техническая проблема в Tesla. Маск велел инженерам работать все выходные и каждый час докладывать об успехах. К понедельнику проблема была устранена. «Если бы это был Ford, пришлось бы иметь дело с профсоюзами и все затянулось бы на пару лет, – иронизирует поставщик. – Маск не связан традиционной бизнес-моделью. Он смотрит на мир как на что-то безграничное, где все возможно».

Tesla сумела опровергнуть своим подходом многие принципы развития бизнеса. У нее нет рекламы, нет работающих по франшизе дилеров, а есть около 200 собственных точек продаж, нет скидок. У Маска свой стиль управления – концентрация власти в одних руках. Вертикальная интеграция по максимуму введена для его космического проекта SpaceX. Это дает возможность быстро вносить изменения, не ведя переговоры с поставщиками и не дожидаясь, пока довезут нужную деталь с другого края света. Volkswagen и Toyota 75% комплектующих получают от внешних поставщиков. Но Tesla Маска намерена практически все производить сама. Даже заправлять их она хочет самостоятельно. Сомнения потребителей, не останутся ли они посреди чистого поля без намека на розетки, заставили ее построить бесплатные заправки, чтобы доехать в США от Калифорнии до Массачусетса, в Европе от Манчестера до Рима, в Китае – по крупнейшим городам.

Но проблем множество. Так, запуск в производство Model X был заявлен на 2013 г., после этого не раз переносился по разным причинам. Маск брал кредиты под залог своих акций (например, $275 млн у Goldman Sachs), и снижение котировок грозит досрочным требованием внести дополнительное обеспечение (margin call). В 2014 г., по данным FT, капитальные расходы Tesla и траты на НИОКР составили $3,3 млрд, т. е. по $40 000 на каждый проданный автомобиль. Скептики предрекают, что Tesla недолго осталось царствовать на рынке. Злейшие конкуренты – Audi и General Motors сидят под самым боком, а Google, Apple и Uber сманивают таланты из Tesla. «Мой прогноз – Tesla протянет еще десяток лет и у нее кончатся деньги», – говорит профессор Sloan School of Management при MIT Майкл Кусумано.

FT, 11.09.2015, Антон Осипов