Каким будет бизнес-образование будущего

«Ведомости» поинтересовались мнением профессоров России и Нидерландов
Fotolia / PhotoXPress

В этом году международная экспертная группа The New Media Consortium опубликовала доклад NMC Horizon Report: 2015 Higher Education о том, как новые технологии в ближайшее время изменят высшее образование в мире. Из многообразия технологий авторы доклада выделили шесть, на их взгляд, важнейших.

1. Обучение с использованием мобильных устройств: когда студенты и преподаватели во время обучения будут использовать собственные гаджеты. Эксперты ожидают повсеместного распространения подобной практики, даже несмотря на проблемы с информационной безопасностью в учебных заведениях. Благодаря гаджетам обучение может происходить в любое время и в любом месте, при этом пользователи могут самостоятельно выбрать устройство, с которым им удобнее работать. Авторы предостерегают, что при многообразии технических устройств, используемых студентами и преподавателями, необходимо уже сейчас разрабатывать контент, совместимый со всеми типами таких устройств.

2. «Перевернутые классы» – одна из технологий, которая позволит реализовать мобильное обучение. Такая модель подразумевает перераспределение времени между классным и внеклассным обучением, когда все необходимые знания студент получает дома, а не на лекции, а в классе решает домашнее задание или разрабатывает групповой проект. По мнению экспертов, такой метод обладает большей гибкостью и обеспечивает большую вовлеченность студентов в учебный процесс, позволяет сформировать динамичную и творческую среду, в которой студенты учатся критически мыслить и совместно прорабатывать поставленные задачи.

3. «Makerspaces» - организация пространств для практического обучения. Сегодня у практического обучения, направленного на развитие конкретных творческих и инженерных навыков, становится все больше сторонников. Возникает потребность в организации новых пространств, где студенты могут встречаться, делиться своими знаниями, свободно экспериментировать и создавать что-то новое. Подобные пространства, оборудованные 3D-принтерами и 3D-сканерами, будут стимулировать совместную работу студентов, развитие навыков, выходящих за пределы учебных программ.

4. Нательные технологии. Запуск в широкую продажу новых гаджетов, таких как Google Glass или умных часов от Apple и Samsung, привел к появлению новой категории нательных технологий, которые в среднесрочной перспективе могут быть встроены в образовательный процесс. Очевидно, что на сегодняшний день подобные устройства в большей степени применяются при занятиях спортом, в то время как в образовательной сфере вопрос их использования до сих пор остается открытым. Однако эксперты отмечают, что уже сейчас университеты не только работают над внедрением нательных технологий в учебные программы, но и экспериментируют с созданием принципиально новых технологий, например нейроинтерфейсов.

5. Технологии адаптивного обучения – образовательные программы и платформы, учитывающие индивидуальные потребности студентов. Спрос на персонализированное обучение со стороны студентов постоянно растет, поэтому развитие и использование подобных технологий позволит решить проблемы, возникающие в связи с внедрением индивидуальных программ под запросы и способности отдельного студента.

6. Интернет вещей – это целая экосистема, объединяющая технологии для сетевой коммуникации между гаджетами и людьми. Использование интернета вещей в университетах позволит студентам получать множество необходимой информации непосредственно из окружающей среды (например, изучать местность с архитектурной или исторической точки зрения).

Эксперты отмечают, что описанные технологии в учебном процессе уже не фантастика. В отчете NMC представлены примеры их успешного применения в университетах по всему миру. «Ведомости» поинтересовались мнением представителей европейских бизнес-школ о том, как новые технологии в ближайшем будущем изменят бизнес-образование.

 

Денис Конанчук

Заместитель академического декана Московской школы управления «Сколково»

Бизнес-школы будут конкурировать с тренинговыми компаниями

Если образование в целом – это инвестиция вдолгую, то от бизнес-образования ждут достаточно быстрых и, главное, измеримых результатов в течение года-двух. Частично это влияние кризиса, частично – общий тренд на получение конкретных результатов от любого действия. Компании хотят понимать, как повысится производительность труда сотрудников, за обучение которых они платили, сами выпускники хотят знать, как они могут продвинуться по карьерной лестнице или насколько больше денег после окончания программы MBA будут зарабатывать. Проблема в том, что эти критерии пока трудноизмеримы, но этот тренд (с учетом развития big data) будет требовать от бизнес-школ все больше предъявлять будущим студентам в качестве доказательств цифры и другую конкретику.

Бизнес-школы все больше и больше будут не просто транслировать теоретические знания и показывать их на реальных бизнес-кейсах, но и создавать новые знания и решения под конкретные запросы, задачи, команды и людей. С этим же связан выход бизнес-образования за стены кампусов. Отдельные практические и международные модули существовали и ранее, далее этот тренд будет развиваться и принимать все более смелые формы – от экстремального восхождения в горы до необходимости за месяц запустить масштабный проект в незнакомой тебе стране или регионе. Самое главное, что может дать бизнес-образование, – концентрированный новый опыт, меняющий представление о себе и собственном бизнесе.

Конкуренция на рынке бизнес-образования еще больше обострится. Бизнес-школы постепенно теряют свой монополизм – новыми игроками на рынке станут не только тренинговые компании и корпоративные университеты, к которым все привыкли, но даже консалтинговые компании, запускающие образовательные программы и успешные онлайн-проекты (хороший пример – профессиональные социальные сети, которые активно занялись рынком онлайн-образования, например тот же Linkedin, купивший успешный образовательный проект Lynda.com весной 2015 г. за $1,5 млрд).

Наконец, один из наиболее важных трендов – бизнес-образование на горизонте 5-10 лет перестанет быть атрибутом исключительно предпринимателей и менеджеров, а будет постепенно встраиваться в общий образовательный процесс людей разных профессий и специализаций. Знание менеджмента станет сродни IT- и финансовой грамотности: с учетом развития технологий вряд ли останется много профессий, где не требуется понимания организационных процессов и знания основных инструментов управления. Если сейчас бизнес-образование – это встряска мозгов на конкретный период, от пары недель до года-полутора, то в дальнейшем можно предполагать, что оно станет более равномерно распределенным по процессу карьерного развития во многих профессиях.

Стеф ван де Велде

Декан, профессор управления и технологий Школы менеджмента Роттердама

Онлайн-образование не станет конкурентом традиционному

Думаю, бизнес-образование будет пользоваться спросом столько, сколько будет существовать бизнес! В обозримом временном горизонте потребность в квалифицированных лидерах не исчезнет. Думаю, что профессиональное обучение обязательно должно дополняться некоторой формой бизнес-образования – это вопрос выживания целых отраслей промышленности.

Разумеется, уже в ближайшее время многое изменит онлайн-образование, но уверен: оно станет не конкурентом, а дополнением к традиционному бизнес-образованию. Варианты его использования бесконечны. Предлагая онлайн-контент, преподаватели перекладывают значительную часть на домашнее обучение, зато в классе будет больше времени для обсуждения темы. Комбинация онлайн- и традиционных форм предполагает большую гибкость при планировании учебного процесса, к тому же в буквальном смысле позволяет преодолеть географические границы для желающих получить образование. Таким образом, думаю, онлайн-образование создает некую добавочную стоимость традиционным предложениям бизнес-школ.

Еще один очевидный сейчас тренд – расширение предложения различных форм и направлений бизнес-образования. Появляются возможности для углубленного изучения каких-то конкретных дисциплин, для исключения каких-то тем вообще. Студенты бизнес-школ все чаще хотят программы, которые имеют прямое отношение конкретно к их образу жизни и их бизнесу. Подозреваю, что слушатели программ станут моложе. Предвижу, что бизнес-образованием будут интересоваться все больше предпринимателей и людей не из коммерческого сектора вообще.

Кристо Нел

Директор программы международного MBA Nyenrode Business University

В бизнес-школы пойдут сразу после школы

Не сомневаюсь, что на бизнес-образование в ближайшее десятилетие кроме цифровой революции окажут влияние перемены, связанные с глобализацией экономики, повышением роли экономических систем стран, так называемого БРИКС. Нельзя сбрасывать со щита такие проблемы, как массовая миграция, которая делает мир действительно мультикультурным. Традиционные представления о капитализме рушатся по давлением таких глобальных проблем, как бедность и неравенство. Новые технологии и социальные перемены вскоре коренным образом изменят все отрасли промышленности и общества. Эти движущие силы вместе сходятся, чтобы создать революцию, которую не может проигнорировать бизнес-образование, потому что они обернутся серьезными вызовами для университетов и школ бизнеса.

Школы бизнеса должны будут переместить внимание с традиционного академического подхода на практические формы, позволяющие изучать и решать конкретные производственные проблемы. Программы должны будут сделать квантовые прыжки в развитии так называемых мягких навыков контакта с бедственной ситуацией, разнообразием и нелинейной сложностью, которая будет полезна даже для самой маленькой организации и команды.

На чисто техническом уровне бизнес-образование изменится, поскольку потребует гибкого комбинированного обучения, позволяющего удовлетворять потребности людей с разными компетенциями. Бизнес-образование все больше будет зависеть от возраста учащихся. В бизнес-школы смогут пойти сразу после школы практически без опыта управления.