Перерабатывать вредно

В некоторых американских компаниях уверены, что рабочая неделя ровно в 40 часов делает сотрудников более эффективными
Те, кто работает слишком много, становятся менее эффективными/ Fotolia / Photoxpress

Ровно в 18.00 каждого дня из компании United Shore Financial Services начинается великий исход. Через пять минут и офис, и корпоративная парковка пустеют, рассказывает менеджер по отношениям с клиентами этой компании Ахмед Хайдар. United Shore – одна из целой плеяды мелких фирм, пытающихся внедрить радикальную управленческую концепцию, которая на самом деле вовсе не радикальна, – 40-часовую рабочую неделю. Ее сторонники утверждают, что это заставляет сотрудников фокусироваться на работе, пока они в офисе, и полноценно отдыхать вне его стен. К тому же жесткие ограничения рабочего времени помогли ряду компаний привлечь квалифицированных работников, которые согласны даже потерять в оплате, но выиграть во времени.

Гендиректор United Shore Мэт Ишбия требует от 1350 подчиненных выкладываться по полной. Он любит повторять, что между 17.55 пятницы и 10.55 вторника нет никакой разницы. Никаких вдумчивых просмотров Facebook под конец рабочей недели или онлайн-шопинга. Но если рабочий день кончился – никто не вправе ничего требовать от работника до следующего утра. «Вы нам должны 40 часов. Все остальное – ваше», – говорит директор по кадрам компании Лаура Лоусон. Ограниченный рабочий день – редкое явление для Америки. Нахваливаемая рядом компаний политика совмещения дома и работы позволяет людям успевать на школьные матчи к своим отпрыскам и посещать доктора, но взамен требует быть доступным по телефону до позднего вечера.

Сколько работают

43,3 часа в неделю в среднем в 2014 г. работали штатные менеджеры и специалисты старше 16 лет, по данным минтруда США
41,3 часа в неделю трудились работники сферы услуг
41,6 часа работали в среднем офисный персонал и специалисты по продажам

Работники United Shore следят друг за другом, поднимая шум из-за любой попытки сверхурочной работы. Компания поощряет их полностью отгуливать час, положенный на обед, и еще пользоваться «силовыми блоками» – 30-минутными интервалами, когда продажники отрываются от компьютера и могут прогуливаться, разговаривая по телефону, чтобы сохранить ясность ума. Если люди дольше работают, это не значит, что они больше успевают сделать, рассуждает Ишбия. «Людям нужно время, чтобы отвлечься от работы», – говорит Джон Пенкейвел, преподающий экономику труда в Стэнфорде. Его исследование показало, что со временем те, кто работает слишком много, становятся менее эффективными. Переломная точка – 48 часов в неделю.

В фирме myHR Partner обнаружили, что часть сотрудников согласны на снижение зарплаты, лишь бы их труд ограничили 40 часами в неделю. Объявления о работе этой компании пестрят фразами вроде «реальная 40-часовая рабочая неделя» и «попрощайтесь с долгими часами, проведенными на работе». В итоге на три вакансии претендовало 663 человека, вспоминает вице-президент Тина Гамильтон. Многие согласны были даже получать меньше, чем на прошлом месте работы, – в myHR Partner зарплаты колеблются на уровне $40 000–90 000 в год.

Переход на 40-часовую работу порой оказывается непростым делом для людей, привыкших писать письма в девять часов вечера и вести переговоры с клиентами по воскресеньям. Хайдар работает в United Shore уже два года, и весь его опыт свидетельствовал о том, что работать восемь часов в сутки невозможно. Но теперь он с легким сердцем уходит в 18.00, практически не заглядывает в почту и не говорит с коллегами по деловым вопросам в неурочное время: «А некому звонить – все по домам сидят».

В компании-разработчике Never Settle сооснователь Кен Келли сначала хотел позволить сотрудникам работать столько, сколько влезет, и уходить в отпуск, когда захочется. Сотрудники злоупотребили возможностью в ущерб себе – большинство в среднем стало вкалывать по 52 часа в неделю. В ответ Келли ввел наказания для тех, кто работает слишком мало или чересчур много. Если за две недели количество рабочих часов было близко к 80, человека лишали части отпуска. Правда, труд многих сотрудников оплачивается на почасовой основе, так что решение Келли снизило издержки компании.

Руководство компании Bam­booHR даже уволило одного сотрудника за переработки. Операционный директор компании Райан Сандерс столкнулся с неожиданным последствием 40-часовой недели: часть сотрудников, ссылаясь на ограниченное время для работы, стали опаздывать на встречи. Сандерс вылечил их предупреждением: «Похоже, что вы не способны уложиться в 40 часов». Подчиненные признаются, что в дни встреч они работают дольше положенных восьми часов. Но неизвестно, так ли это. Данные минтруда показывают, что офисные работники в последние годы трудятся так же, как раньше, – около 43,3 часов в неделю. Недавно исследователь Лаура Вандеркам изучала группу женщин, зарабатывающих более $100 000 в год. Продолжительность их рабочей недели оказалась в среднем 44 часа. Она сделала вывод: «Нам всем кажется, что никто столько не работает, сколько мы. Увы, в основном нам это только кажется».

WSJ, 14.10.2015, Антон Осипов