Как сын нумизмата создал интернет-площадку для торговли антиквариатом

При правильном подходе к делу онлайновая торговля старинными вещами может стать золотым дном
Александр Копенкин, хотя и равнодушен к коллекционированию монет и картин, умеет их продавать. У него диплом Академии народного хозяйства по специальности «международный бизнес»/ А. Гордеев/ Ведомости

С запросами «оценить антиквариат» в интернет обращаются больше 10 000 раз в день, говорит статистика «Яндекса». Наследников и коллекционеров интересуют монеты, награды, книги, фарфор, предметы интерьера и иконы. В большинстве случаев люди находят по интернету контакты дилеров, которые скупают вещи по низким ценам. «Люди несут в ломбарды царское серебро и сдают его по цене металлолома», – говорит основатель сайта «Антикварус» Александр Копенкин. Тридцатиоднолетний Илья Варначев, технический директор одной из американских IT-компаний, чуть было не продал черным дилерам 28-томную коллекцию марок дедушки, которую тот собирал с 1940 г. Скупщики предложили ему продажу марок на вес, оценив, таким образом, коллекцию в 10 000 руб. С аукциона она ушла за 400 000 руб., рассказывает Варначев.

Антикварная тема была близка Копенкину с детства. Его отец – увлеченный нумизмат и бонист – хотел передать свое хобби сыну, но того монеты не очень интересовали. Зато он заметил, что на российском рынке царит абсолютная непрозрачность ценообразования. И понял, что неплохо было бы разработать интернет-сервис, который бы сводил вместе авторитетных экспертов и простых граждан, которые боятся продать свои фамильные ценности слишком дешево.

Отсеять хлам

У Копенкина было несколько небольших собственных бизнесов в сфере коммерческой недвижимости, ЖКХ, строительства и оптовых продаж. По словам предпринимателя, первоначальные инвестиции в интернет-площадку «Антикварус» для торговли старинными вещами составили около 5 млн руб. Они пошли на аренду 30 кв. м в бизнес-центре «W плаза» и на то, чтобы нанять четырех программистов.

Потом Копенкин собрал собственную команду из двух разработчиков, трех менеджеров по продажам, специалиста по оптимизации сайтов. Принцип работы сайта «Антикварус» таков: частные владельцы раритетов и антикварные магазины через сайт отправляют заявки с фотографиями предметов на оценку. Модератор сайта, искусствовед с опытом работы в аукционных домах, просматривает их, отсеивая фальшивые или не антикварные предметы. Все остальные заявки он переадресует специалистам московских аукционных домов и салонов антиквариата из разных сфер антикварного искусства. Этих партнеров-экспертов Копенкин объехал сам, перед тем как запустить сайт. Некоторые антиквары отказались сотрудничать, потому что не верили в то, что интернет является подходящим каналом для торговли дорогим антиквариатом, но 50 искусствоведов согласились.

С «Антикварусом», например, сотрудничают такие аукционные дома, как «Русская эмаль», «Александр», «В Никитском», «Литфонд» и др. Их эксперты рассматривают приложенные к заявкам фотографии и предлагают цену, за которую они готовы предмет выкупить, взять на комиссию или выставить на аукцион. Всю эту информацию владелец раритета получает по почте. После этого он обращается в аукционный дом, который сделал ему наиболее выгодное предложение о покупке, и привозит вещь эксперту на просмотр. Если ее подлинность подтверждается, она выставляется на продажу в «Антикварусе». Но доля ценных вещей среди тех, которые граждане выставляют на продажу в «Антикварус», невелика. Как показывает статистика, до стадии продажи доходит один из восьми предметов. Так, начиная с 15 июля 2014 г. по 3 октября 2015 г. на сайт поступило свыше 5296 заявок, из них 2654 было отправлено экспертам и лишь на 691 предмет нашлись покупатели. То есть все остальное антиквары посчитали хламом.

Заработать на искусстве

«Антикварус» берет от 5 до 7% со сделки. Чаще всего на сайт «Антикваруса» люди присылают фотографии монет. Средняя стоимость одной монеты около 400 евро (дешевые монеты сайт не принимает), говорит Копенкин. В категориях «Живопись и графика» и «Ювелирное искусство» эксперты оценивают вещи дороже – в среднем в 8600 и 5600 евро за предмет.

Рынок старины

$1,5 млрд составляет объем российского рынка антиквариата, по данным аукционного дома «Гелос»

Тем продавцам, которым не понравилась цена, назначенная экспертом аукционного дома, «Антикварус» предлагает за 250 руб. бессрочно разместить информацию о своем предмете на так называемом маркетплейсе. То есть предложить его к продаже по своей цене. Увидеть этот раритет уже могут все посетители сайта – в основном это коллекционеры и любители, которые приходят на «Антикварус» по поисковым запросам. В среднем в месяц таких пользователей насчитывается около 20 000 человек, говорит Копенкин. «Антикварус» принципиально не предлагает размещаться в маркетплейсе тем, чьи предметы не пожелал приобрести никто из экспертов. «Мы выставляем к продаже только то, что может иметь спрос», – поясняет Копенкин.

Услуги маркетплейса и плата за открытие контактов экспертов – это так называемые микроплатежи, которые в структуре доходов компании вместе с комиссионными составляют не больше 40%. Остальные 60% приходятся на рекламные кампании для аукционных домов («Антикварус» в конце 2014 г. заключил годовой контракт с немецким аукционным домом «Кюнкер»).

К концу июня 2014 г. «Антикварус» заработал более 1 млн руб. с комиссий и микроплатежей, а с начала 2015 г. и по сегодняшний момент – около 3,5 млн руб., включая доходы от рекламных кампаний. В конце 2014 г. «Антикварус» был отобран в акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), получив 800 000 руб. инвестиций плюс 600 000 руб. на программу акселерации за 7% компании (остальные 93% компании принадлежат отцу Копенкина). Фонду показался перспективным рынок онлайн-торговли антиквариатом, прокомментировали во ФРИИ.

Профессиональный продавец

Общие инвестиции в проект «Антикварус» начиная с 2012 г. составили 20 млн руб. В компании предполагают, что окупить их удастся уже к концу следующего года. Правда, в этом случае рассчитывать только на частных владельцев с их нерегулярным предложением семейного антиквариата не приходится. И «Антикварус» в последнее время стал делать ставку на высокодоходных профессиональных продавцов – дилеров, антикварные магазины, салоны и галереи. Двести таких продавцов дадут на маркетплейсе 1,8 млн руб. фиксированного ежемесячного дохода, подсчитали в компании. Андрей Пятыгин, эксперт и дилер по античным монетам, глава представительства аукционного дома Corny & Mosch в России, считает, что ему как покупателю площадка «Антикваруса» малополезна. Он выступает экспертом этого сайта и говорит, что в большинстве своем то, что присылают люди на оценку, – это подделка. «Но как продавцу, у которого есть собственный интернет-магазин, дополнительный сервис мне не помешает», – добавляет Пятыгин.

Антикварный ширпортеб

«Основные наши клиенты – люди возраста 40 лет и старше, им смотреть что-то в интернете не так интересно, как посмотреть на картину вживую», – говорит Карина Борисенок, искусствовед аукционного дома «Совком», который специализируется на живописи советского периода. По этой причине большой необходимости в том, чтобы становиться партнером интернет-ресурса, она не видит. Алексей Ончуков, глава российского представительства «Кюнкер», считает, что «Антикварус» не конкурент обычным антикварным магазинам и аукционным домам: у каждого из них своя аудитория. Дорогие предметы продавать через интернет неудобно, говорит Ончуков. Люди приходят в аукционные дома не только за товаром, но и за красивой обстановкой. Но доля такого антиквариата невелика – всего 5%. Оставшиеся же 95% рынка приходятся на всякого рода «сокровища», которые может себе позволить любой представитель среднего класса. И именно эти покупатели аукционному дому предпочтут специализированную интернет-площадку, лишь бы она гарантировала им справедливую прозрачную оценку.

Сейчас «Антикварус»вышел на операционную окупаемость, говорит Копенкин. Старинные вещи высшей ценовой категории лишь малая часть антикварного рынка, которая, однако, обеспечивает его основной оборот в стоимостном выражении. Большая же часть – это предметы не слишком дорогие и не уникальные: подарочные, интерьерные, например фарфор и монеты. Копенкин уверен, что поток такого антиквариата в России в ближайшие годы не иссякнет и инвестиции окупятся.