Российские компании пересматривают роль казначейства в бизнесе

По данным PwC, российские казначейства сильно отличаются от аналогичных служб западных корпораций и нуждаются в реформировании
А. Таранин

За прошлый год крупнейшие российские корпорации, как 27 июля 2015 г. писали «Ведомости», потеряли на деривативах не менее 290 млрд руб. Большинство компаний заранее не просчитали валютные риски и в результате лишились значительного капитала, вспоминает Константин Суплатов, лидер практики по оказанию услуг в области казначейства и товарно-сырьевых рисков PwC в России.

Спрогнозировать ситуацию должны были казначейские службы. Но долгое время в России было принято считать, что казначейство нужно в первую очередь для проведения платежей, тогда как на Западе функции казначейств гораздо шире – они занимаются не только текущими платежами, но и управлением остатками на счетах, работой с банками и привлечением кредитов, хеджированием валютных рисков и прочей финансовой деятельностью корпораций и их «дочек». В российских компаниях казначейства чрезмерно забюрократизированы и мало пользуются существующими в мире инструментами управления денежными потоками, валютными и другими рисками, отмечает Карина Эллисон, член Российского клуба финансовых директоров. Однако горький опыт 2013–2014 гг. не прошел даром. Сейчас многие компании переходят на западную модель казначейства, говорит Эллисон.

Все деньги в центре

По данным исследования, проведенного PwC в 2015 г., 48% российских респондентов проводят сейчас централизацию казначейской службы на уровне управляющей компании, а еще 30% централизуют казначейские функции на национальном или региональном уровне. Например, в компании «Ростелеком» раньше были казначейство, занимавшееся ликвидностью, расчетами и финансовыми операциями, и отдельная финансовая служба для привлечения долгосрочных кредитов. В 2014 г. два подразделения слились в одно. По словам Ильи Пономарева, директора департамента финансов «Ростелекома», это был логичный шаг, потому что функции подразделений пересекались. Казначейство, например, занималось привлечением краткосрочных ссуд, а финансовая служба привлекала ресурсы на срок от трех месяцев до нескольких лет. Кроме того, в компании существовало множество информационных систем, не связанных друг с другом. Нужно было всех перевести на одну платформу. Пономарев говорит, что к 2016 г. все дочерние компании «Ростелекома» будут работать в единой унифицированной информационной системе.

Мало тратят

Траты на казначейскую функцию в 85% российских компаний составляют менее 100 млн руб. в год, что сопоставимо с расходами на казначейство иностранных компаний среднего размера с выручкой от 5 млрд до 100 млрд руб., выяснили в PwC. При этом средняя годовая выручка российских компаний, участвовавших в опросе, составляла 274 млрд руб.

Для российских компаний централизация казначейства даже более актуальна, чем для зарубежных, считает Алексей Ожиганов, директор корпоративного казначейства группы компаний ОМК. Ведь в отечественном бизнесе до недавних пор многие операции осуществлялись на уровне ручного управления в разрозненных и разбросанных по России бизнес-единицах. В ОМК, например, корпоративное казначейство полностью управляет платежами, остатками на банковских счетах и операциями с банками. «Бизнес-подразделения могут даже не знать, в каких банках обслуживается завод, сколько у него денег и как будет профинансирована потребность во внешних или во внутригрупповых заимствованиях», – объясняет Ожиганов. Задача заводов, поясняет он, лишь в том, чтобы корректно формировать прогноз потребностей и поступлений денежных средств, а также эффективно управлять оборотным капиталом. В ОМК централизовано около 90% платежей. Оставшаяся часть будет унифицирована в 2016 г. по мере перехода всех заводов на новые учетные системы.

Опрос PwC показал, что такая стратегически важная функция, как управление ликвидностью и денежной позицией, централизована только в 64% российских компаний против 90% иностранных.

Заняты рутиной

По данным PwC, 33% российских казначеев задействованы в рутинных, а не стратегических процессах. «В России казначейства заняты текущим общением с банками и управлением денежными средствами. Гораздо реже они занимаются такими сложными задачами, как внешние заимствования или управление кредитными рисками», – рассказывает Суплатов. По его мнению, причина в том, что российский бизнес вырос из экономики с центральным планированием, где казначейство занималось только платежами.

Чрезмерная сосредоточенность на проведении платежей происходит также из-за недостаточной автоматизации казначейских функций. В результате в казначейских подразделениях работают не самые квалифицированные сотрудники. Высокая квалификация им не нужна, их просто должно быть много, рассказывает Суплатов. По данным исследования PwC, численность сотрудников казначейской функции российских компаний составляет в среднем 41 человек против 24 сотрудников в аналогичных подразделениях в западных компаниях.

На Западе казначеи выполняют более сложные задачи еще и потому, что сама структура бизнеса там сложнее – транснациональные корпорации работают на разных континентах с разным законодательством и валютами, считает Семен Яковлев, партнер McKinsey. Российские же компании по большей части работают только в одной стране, что определяет и более простую организацию работы казначейских служб.

Нужна автоматизация

Российский бизнес тратит намного больше времени на управление денежными средствами (платежами, депозитами), чем западные компании (33 против 18%), показал опрос PwC. Дело в том, что в западном бизнесе процесс управления денежными потоками более автоматизирован. 40% российских респондентов отметили внедрение и доработку IT-систем в качестве своего первостепенного приоритета. Автоматизация казначейских функций может значительно повысить эффективность казначейств российских компаний, убежден Ожиганов. В его компании сейчас завершается проект IT-автоматизации, который охватывает 80% всех операций казначейства. В «Ростелекоме» тоже уверены, что без IT-поддержки не обойтись – в компании в среднем проводится 6800 платежей в день, что требует строгого внутреннего контроля.

Крупные российские компании достаточно продвинулись на пути автоматизации процессов казначейства. Проблема стоит более остро в среднем сегменте бизнеса, отмечает Яковлев. В России 70% компаний до сих пор используют «ручное управление» казначейством, а это часто ведет к мошенничеству и к неумелому и несвоевременному управлению денежными потоками и рисками, поясняет Эллисон из Российского клуба финансовых директоров.

Не упустить риски

Сейчас компаниям надо уделять больше внимания управлению финансовыми рисками, иначе им просто не выжить в условиях высокой волатильности. Все крупные компании своими рисками так или иначе управляют, вопрос лишь в том, насколько формализовано в компании это управление рисками, применяются ли хеджирование с использованием деривативов или другие методы, говорит Ожиганов.

Сейчас самые серьезные риски, считает Эллисон, – это кассовые разрывы и перебои в денежных потоках, а также валютные риски. В конце прошлого года были очень актуальны процентные риски, но сейчас они стали меньше, добавляет Яковлев.

«Для нас, как и для большинства российских компаний, наиболее существенными и наименее управляемыми являются риски изменения законодательства», – рассказывает Ожиганов. По его словам, основным инструментом для минимизации этих рисков служит создание резервов и сценарный анализ при планировании ликвидности компании, а также совместная работа бизнеса с госорганами по повышению предсказуемости и планированию изменений.

Рисками будет проще управлять, когда российские компании завершат централизацию и автоматизацию казначейских служб. Это вписывается в общий тренд повышения эффективности бизнеса в России, говорит Яковлев. А исследователи PwC считают, что российские казначейства должны сосредоточиться не на рутине, а на функциях, важных для эффективности бизнеса в целом: на управлении ликвидностью и финансовыми рисками.