Молодые люди в возрасте до 35 лет – более успешные предприниматели во всем мире

В России ситуация похожая, но есть и своя специфика
А. Таранин

У российских инвесторов для молодых предпринимателей тоже есть особое название – правда, более хлесткое: «предпримечтатели», рассказывает Виталий Полехин, глава клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково». «Они в основном мечтают, а не дело делают. Это характерно для возраста, когда нет необходимости думать о каких-то обязательствах или расходах. У молодых людей нет ни кредитов, ни семьи, которую надо обеспечивать. Отрезвление приходит примерно в 30 лет», – говорит он.

В BNP Paribas для нового поколения предпринимателей уже придумали новое название – millennipreneurs (по-русски – «миллениматели»), и в мире эти молодые люди, как оказалось, обладают лучшей деловой хваткой, чем бизнесмены в возрасте от 50 лет. Всего исследователи BNP Paribas опросили 2594 молодых предпринимателя по всему миру. Выяснилось, что их общие инвестиции в мировую экономику составляют $5,6 млрд. 13% этой суммы приходится на ритейл, 9% – на сферу услуг и еще 7% – на высокие технологии.

По данным опроса, молодые люди в среднем открывают свой первый бизнес в возрасте 27,7 года. К 35 годам они успевают создать в среднем 7,7 компании. Средняя численность персонала в каждой компании доходит до 122 человек, а средняя рентабельность каждого бизнеса в 2015 г. должна составить 32,6%. Для сравнения: люди за 50 в первый раз создали свою компанию в возрасте приблизительно 35 лет, за всю жизнь открыли в среднем 3,5 бизнеса со средней численностью персонала в каждой компании 29,9 человека, а средняя рентабельность их бизнеса в 2015 г. составит всего 27,5%.

Только в одном, по данным исследования BNP Paribas, старшее поколение превосходит молодых: 54% людей за 50 – предприниматели в первом поколении. Среди представителей поколения Y предпринимателей в первом поколении значительно меньше – всего 22%. Большинство из них выросло в предпринимательских семьях.

В России исследования подобного масштаба не проводилось, но опрошенные «Ведомостями» эксперты рассказали, что мировые тренды верны и для России, однако единодушно заявили, что у российских молодых предпринимателей поколения Y есть ряд особенностей.

Мечтатели

А бизнес-ангел Аркадий Морейнис замечает, что в России, как и во всем мире, больше всего стартапов создают люди в возрасте от 25 до 35 лет. Но процент неудач довольно высок. Молодым, считает он, элементарно не хватает жизненного опыта. На Западе молодежь хотя бы имеет возможность подрабатывать в маленьких семейных магазинчиках и других небольших семейных компаниях, где можно получить первый опыт предпринимательства. В России с этим хуже – сам по себе малый бизнес развит в гораздо меньшей степени, у молодых меньше возможностей получить предпринимательский опыт и почерпнуть где-то здравые, жизнеспособные идеи.

Результат часто бывает плачевным. Например, Татьяна Мельникова, совладелица ресторанов «Хачапури», кафе «Одесса-мама», ресторана «15 сестер», рассказывает, что еще совсем недавно на ресторанном рынке было много стартаперов-хипстеров. «У них была масса идей, но калькулятор они все дома забыли», – шутит она. Мельникова вспоминает, что обычно такие стартаперы рассуждали следующим образом: мол, у меня будет блюдо стоить, скажем, 100 руб., потому что оно столько стоит в Нью-Йорке. И бесполезно говорить этому ресторатору, что тут не Нью-Йорк, лобстеры в Москве-реке не водятся, будешь работать в минус, отмечает Мельникова. В итоге в 2014–2015 гг. всех этих хипстеров с рынка «вынесло», потому что у инвесторов закончились деньги и терпение.

Риск – благородное дело

К 40 годам все предприниматели обрастают опытом, пониманием бизнеса и связями. У них появляется больше навыков, компетенций и знаний, говорит Полехин. Недаром, продолжает Морейнис, самые успешные компании создают люди в возрасте 45–50 лет. «В России это часто те, кто вырос на волне 1990-х гг., многому научился уже тогда, потом создал семью, поставил на ноги детей и теперь, используя весь опыт и знания, готов рисковать и вкладывать в бизнес», – поясняет он.

Верны семье

В России молодые люди из семей предпринимателей гораздо чаще, чем в других странах, готовы взять на себя управление семейным бизнесом сразу после окончания вуза (7,6% против 3,5% по всему миру). Такой вывод содержится в международном исследовании, которое компания EY провела в 2015 г. совместно с Центром семейного бизнеса при Университете Санкт-Галлена.

Однако у молодых есть бесспорное преимущество: в силу отсутствия знаний и опыта они не понимают хорошо свои риски и делают то, что рациональные люди старшего поколения делать никогда бы не стали. Им порой везет, потому что они не видят преград, которые придумывают себе старшие, и неожиданно из вроде бы бредовой идеи вырастает серьезный стартап, говорит Полехин.

Среди молодых людей, безусловно, много таких, кто создает компании, не подумав, и потом быстро вылетает из бизнеса. Но есть и те, кто тщательно все продумывает и при необходимости прибегает к советам старших, защищает свое поколение молодой предприниматель Даниил Сергунин. Именно так они с партнером и поступили, когда создавали компанию «Энерджи фудс рус», которая выпускает энергетический мармелад Megaday. «Мы сами разработали наш продукт, провели самостоятельно всю подготовительную работу, а потом пошли за советом к старшему другу, у которого уже был свой бизнес. С его помощью нам удалось воплотить проект в реальность», – рассказывает Сергунин. Помощь старшего товарища понадобилась Сергунину еще и потому, что его собственные родители никоим образом не связаны с предпринимательской средой. «Если судить по моим сверстникам, то гораздо чаще свои компании открывают в России дети предпринимателей. Им легче открыть свой бизнес, хотя он и не всегда бывает успешным», – объясняет он.

Система работает против

В России молодым предпринимателям легче всего создавать интернет-стартапы – здесь порог входа очень низкий и инвестиции привлечь в эту сферу легче, чем в какую-либо другую, констатирует Полехин. Интернет-бизнесы гораздо легче масштабировать и расширять, говорит Морейнис. Правда, оборот этих стартапов в большинстве случаев небольшой, добавляет Полехин.

Еще одна проблема России, продолжает Полехин, в том, что у нас нет спроса на небольшие компании со стороны крупного бизнеса. И частные инвесторы, и госорганизации пытаются помогать молодым развиваться, но не слишком успешно. Компании не выживают, потому что на рынке нет гигантов, которые могли бы на определенном этапе развития их поглотить и тем самым повысить капитализацию и эффективность собственного бизнеса. Молодому предпринимателю в наших условиях приходится полагаться больше всего на упорство, говорят эксперты. Желание выстоять и идти вперед оказывается для молодого предпринимателя куда более важным, чем даже опыт, навыки и знания, замечает Сергунин.

Женщины не подвели

Несмотря на все проблемы, у российских компаний, основанных молодыми предпринимателями, есть шансы выжить. Особенно у тех, что созданы женщинами, полагают эксперты. «Мы с партнерами инвестировали в 30 компаний. Только четыре из них были основаны женщинами. Но в отличие от «мужских» стартапов все «женские» оказались успешными», – делится опытом Полехин. По его мнению, женщины, которые занимаются предпринимательством, больше готовы к риску, чем мужчины, и легче чувствуют себя в условиях неопределенности и нестабильности. Поэтому у них больше шансов на успех.

Наблюдения российских экспертов подтверждаются и международными данными. Уже сейчас оборот компаний, основанных женщинами по всему миру, составляет $5,96 млрд. Исследователи из BNP Paribas пришли к выводу, что женщины поколения Y чуть более успешны в бизнесе, чем мужчины, и у них более грандиозные планы на будущее как в мире, так и в России.