На какую работу и зарплату могут рассчитывать сотрудники «Трансаэро»

«Ведомости» выяснили, у кого из сотрудников «Трансаэро» высокие шансы найти работу, а кому придется уйти из отрасли
А. Таранин

Сотрудникам «Трансаэро» помогают всем миром. Минтруд призвал сотрудников не ждать банкротства компании и воспользоваться предложениями по трудоустройству от авиакомпаний и аэропортов. Росавиация подготовила специальный реестр с 10 000 вакансий.

Трудоустроить людей уже согласились несколько авиакомпаний и аэропортов. Крупнейшими потенциальными работодателями могут стать «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия», которые объявили, что готовы нанять в общей сложности 6000 сотрудников «Трансаэро». Однако люди не спешат увольняться из «Трансаэро». Сейчас заявления об уходе, по данным Минтруда, написали 1057 человек, а трудоустроились 40% из них. Остальные сотрудники ждут решения о банкротстве и рассчитывают на выплаты компенсаций (хотя до сих пор не получили зарплату за октябрь текущего года). А параллельно они ищут работу. «Ведомости» решили разобраться, какие перспективы трудоустройства есть у сотрудников разорившейся «Трансаэро» и на каких условиях их приглашают работать.

Собрали лучших

В «Трансаэро» были собраны высококвалифицированные и лояльные специалисты, говорят эксперты. Кадровая политика была одним из приоритетов руководства, у компании был свой учебный центр, рассказывает Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru. Например, «Трансаэро» первой из частных компаний стала эксплуатировать в России зарубежные самолеты и первой стала перенимать западные стандарты. Но достигалось это более высокими зарплатами, чем на рынке, что подрывало эффективность компании, говорят эксперты. Так, средний налет на одно воздушное судно был 2600 часов в год при 3000–4000 часов по рынку в среднем, количество пассажиров на одного сотрудника – 1100 в год при 1500–2500 в год по авиарынку. По словам Александра Бурдина, и. о. гендиректора «Трансаэро», численность сотрудников «Трансаэро» при таких производственных показателях должна была быть 6000, а не 11 000. А лояльность сотрудников достигалась в том числе благодаря высоким зарплатам, говорит Олег Пантелеев, руководитель агентства «Авиапорт». Коллектив «Трансаэро» был лучшим по сравнению с большинством авиакомпаний, но вполне сопоставим по квалификации с персоналом крупнейших авиакомпаний – «Аэрофлота» и S7, констатирует Гусаров.

Пилоты улетают в Азию

39-летний пилот «Трансаэро» Андрей (имя изменено) работал вторым пилотом Boеing 777 и командиром Airbus A320, зарабатывая 269 000 руб. в месяц. Однако в реестре вакансий Росавиации он не нашел для себя подходящей работы. По его словам, он может рассчитывать только на место второго пилота Airbus A320 в аэропорту «Шереметьево», но это «путь назад». «Аэрофлот» предлагает ему место второго пилота на Sukhoi SuperJet 100 с вдвое меньшей зарплатой, чем в «Трансаэро».

Кто сколько возьмет

По данным Ярослава Бойчука, президента Профсоюза летного состава России, в «Трансаэро» работало 11 000 сотрудников. Среди них 1200 пилотов, 4000 бортпроводников, 1500 человек инженерно-технического состава, остальные – офисный персонал, представители службы безопасности. В московский филиал «России» трудоустроено 182 сотрудника «Трансаэро». Компания планирует увеличить число принятых до 350 человек (250 бортпроводников и 100 пилотов).

Летный состав «Трансаэро» в целом имеет хорошие перспективы трудоустройства, но, даже устраиваясь на аналогичную должность, летчики потеряют в зарплате минимум 15% либо вовсе получат место пилотов с более низкой квалификацией, говорит Дмитрий Савишин, председатель профсоюза «Трансаэро». Но вообще остаться без работы в России рискуют лишь молодые пилоты с небольшим опытом работы, только что окончившие авиационное училище, констатирует Савишин. Любой авиакомпании невыгодно брать на работу тех пилотов, у которых нет допусков на основные самолеты. Их обучение стоит недешево, около 2–3 млн руб. «Единственный выход для молодого пилота заключается в том, что ему предложат долгосрочный контракт и он в процессе работы будет отдавать потраченные компанией деньги обратно», – говорит Савишин. Однако в таком случае молодой специалист может рассчитывать на зарплату в 50 000 руб.

Элитные летчики «Трансаэро» востребованы за границей. Так, в начале декабря китайская рекрутинговая компания Unic Aviation собирается провести в Москве встречу авиакомпаний OK Air и Lucky Air с пилотами «Трансаэро». Как рассказал Андрей, несколько месяцев назад он получил первое приглашение пройти собеседование в одну из восточных компаний (Asiana Airlines, Korean Airlines, Eva Air, Vietnam Airlines) по соцсети LinkedIn. Но до банкротства «Трансаэро» он не рассматривал эти предложения всерьез. Сегодня около 40 коллег Андрея проходят процедуру устройства на работу за рубеж и в ближайшее время их число увеличится, предполагает пилот. Если Андрей устроится в Asiana Airlines командиром A320, то сможет рассчитывать на пятилетний контракт и зарплату в $12 500. Как второй пилот Boеing 777 он сможет получать $8500.

Лишние бортпроводники

У 4000 бортпроводников «Трансаэро» положение хуже. 41-летняя инструктор «Трансаэро» Анна (имя изменено) рассказала «Ведомостям», что работала в компании 11 лет, налетала 4800 часов полетного времени и получала зарплату в 104 000 руб. в месяц без учета командировочных. «Нас якобы готов взять к себе «Аэрофлот» и «Россия», но мест все равно не хватит, даже если «Россия» весной откроет новый филиал», – уверена она. Инструктор «Трансаэро» рассказывает, что «Аэрофлот» предлагает ей работу рядовым бортпроводником на самолете Sukhoi SuperJet 100, т. е. с понижением в должности и более низкой зарплатой – 30 000–40 000 руб. При том что среднее жалованье бортпроводника, по данным Анны Поздняковой, директора группы компаний «Авиаперсонал», составляет 60 000–70 000 руб. «Если бы мне было 30 лет, я пошла бы в «Аэрофлот», строила бы карьеру. А теперь мне придется менять сферу деятельности», – говорит сотрудница «Трансаэро».

Ее 30-летняя коллега Ольга (имя изменено) работала младшим бортпроводником в течение двух лет, сейчас уволилась и заключила срочный трудовой контракт с «Россией» до 30 декабря. В «Трансаэро» ей платили 70 000 руб., нынешняя зарплата – 11 000 руб. По ее словам, «Россия» проведет обучение в ближайшие полтора месяца, а позже обещает перезаключить договор. Однако далеко не все бортпроводники смогут устроиться на работу в «Аэрофлот» и «Россию». По словам Савишина, компании нанимают лучшие кадры на основе неофициальной характеристики, которую получают от руководителей службы бортпроводников «Транс­аэро». «Если сотрудник был не в ладах с ее руководителем, ему гарантирована негативная рекомендация», – рассказывает он. После участия в протестной акции сам Савишин не рассчитывает на работу в авиации, он уже работает продавцом-консультантом.

По данным Максима Фетисова, представителя компании «Аэрофлот», «Россия» планирует нанять еще 250 бортпроводников. Вакансии бортпроводников есть у «Уральских авиалиний» (83 вакансии), S7 (30 вакансий). Однако часть персонала будет нанята не в Москве, а в Новосибирске и Перми, рассказала Анна Бажина, представитель S7.

Техники в цене

В «Трансаэро» работало около 1500 сотрудников инженерно-технических служб. Эти люди нужны отрасли и, вероятнее всего, почти все устроятся, полагает Савишин. Как рассказал «Ведомостям» представитель «Аэрофлота» Фетисов, совет директоров авиаперевозчика уже одобрил создание отдельной компании, которая займется техническим обслуживанием воздушных судов «Аэрофлота». В ней и будет работать технический персонал «Трансаэро». По данным Поздняковой, на рынке труда инженеры авиационного и радиоэлектронного оборудования категорий B1–B2 могут рассчитывать на зарплату в 120 000–150 000 руб. Диапазон зарплат авиамехаников и авиатехников в 3 раза меньше.

Вон из профессии

Большинству сотрудников «Трансаэро» придется сменить профессию или уйти в другую отрасль, полагают эксперты. Бухгалтеры, юристы, билетные кассиры, представители в аэропортах найдут работу в других отраслях, соглашается Позднякова. Евгений Ключарев, гендиректор компании Red Wings, сомневается, что отрасль сумеет «переварить» всех сотрудников «Трансаэро» (оставляя за скобками вопрос о зарплате и устройстве на места с более низкой квалификацией). Он ссылается на то, что объем перевозок за первые девять месяцев 2015 г. упал на 10% без учета запрета полетов в Египет и Турцию и банкротства «Трансаэро». И до конца года ситуация ухудшится. «Частично компании могут заменять своих низкоквалифицированных сотрудников на более опытных людей из «Трансаэро», но речь идет о единицах. Кадры могут быть востребованы лишь в том случае, если в другой авиакомпании прирастет парк самолетов, однако в нынешних условиях это вряд ли произойдет», – уверен Ключарев.