Бизнес-школы собирают базы данных по венчурным инвестициям

До сих пор они больше интересовались ростом зарплат и карьерными успехами выпускников
Выпускники программ МВА все чаще стремятся основать собственный стартап/ Pixaby

Базы данных по историям венчурного финансирования экс-студентов программ МВА только начинают создаваться. Руководство школ уверяет, что они станут главным аргументом в маркетинговых кампаниях вузов. Сейчас первую скрипку в разнообразных рейтингах школ играют данные о росте зарплаты и карьерном росте их учеников.

Истории об успешных стартапах вызывают у нынешних студентов приступы невероятного воодушевления, рассказывает председатель центра предпринимательства бизнес-школы Гарварда Мередит Макферрон: «Инвестиционное сообщество после таких случаев начинает присматриваться, какие удачные стартапы основали выходцы из Гарварда». Ее центр около полутора лет назад стал отслеживать инвестиции, привлеченные выпускниками. Пока что Макферрон не готова поделиться цифрами. Но она подтверждает, что вскоре вуз может развернуть на основе этой информации рекламную кампанию для привлечения абитуриентов.

Но сведения о карьере и зарплате выпускника собирать не в пример проще, чем данные по стартапам, признают администраторы вузов. Начать с того, что многие компании просто не раскрывают информацию о себе, пока бизнес не окрепнет настолько, что компания решит стать публичной. К тому же со стороны трудно уследить за частыми слияниями и поглощениями.

Успехи Гарварда

Согласно статистике CrunchBase, поток выпускников бизнес-школы Гарвардского университета 2008 г. смог привлечь $84 млн инвестиций, а выпускники 2009 г. – уже $279 млн. Потоки 2011, 2012 и 2013 гг. смогли привлечь $404 млн, $218 млн и $48 млн соответственно.

Тем не менее один выпускник бизнес-школы Гарвардского университета решил завести реестр своих сокурсников-стартаперов. Брент Гринна, основатель стартапа для доноров EverTrue, создал базу стартапов CrunchBase для выпускников своего потока в 2010 г. По его подсчетам, все вместе они привлекли от венчурных инвесторов минимум $734 млн. Макферрон из Гарварда считает, что данные Гринны все же далеки от реальности – ведь на сайте указывается только информация, внесенная самими выпускниками.

Бизнес-школа Стэнфорда не ведет официального учета стартапов, рассказывает пресс-секретарь Барбара Булл. Зато у нее есть неформальный реестр удачливых выпускников вроде Сэма Ягана, который получил диплом МВА в 2005 г. и основал сайт знакомств OkCupid, купленный в 2011 г. компанией Match Inc. за $50 млн.

Школа бизнеса Университета Чикаго делает упор на росте рыночной стоимости своих учеников. Около 15 лет она собирает данные о судьбе бывших студентов и их компаниях. Особенно тщательно это делается в последние несколько лет, рассказывает профессор предпринимательства этой бизнес-школы Стив Каплан. Стартапы, участвовавшие в конкурсах на лучший бизнес-план, оцениваются в $3,7 млрд. Лидер среди них – сервис по доставке еды GrubHub, который в прошлом году пережил слияние с компанией Seamless, и сервис мобильных платежей Braintree, за который eBay выложила $800 млн.

Бизнес-школа Колумбийского университета также поддалась всеобщему увлечению. Директор ее центра по предпринимательству Винче Понцо надеется создать базу данных по ученикам-стартаперам за прошедшие годы. Среди ее звезд – Джонатан Штайн с потока 2009 г., основавший сайт личных финансов Betterment. В своей работе Понцо использует Google Alerts, LinkedIn и CrunchBase. Также он активно общается с бывшими студентами. По его оценкам, выпускники МВА привлекли в прошлом году минимум $160 млн инвестиций. Хотя за цифру он не поручится. «Это неточная наука», – шутит Понцо.

WSJ, 4.12.2015, Антон Осипов