Российские предприниматели сосредоточились на создании хостелов «премиум-класса»

Интерес к внутреннему туризму есть, а недорогие отели с хорошим сервисом - в дефиците
Дмитрий Сельков уволился из Deloitte, чтобы заняться строительством хостелов/ Е. Разумный/ Ведомости

В январе – июле 2015 г. загрузка российских гостиниц только за счет россиян выросла на 3,9% к уровню годичной давности, гласят данные исследования STR Global. А в отдельно взятом июле российских постояльцев стало больше на 13,4%.

В 2014 г. в России было, по данным Росстата, 15 590 гостиниц, пансионатов и баз отдыха, или 670 762 номера. Примерно столько же предлагает Испания или Германия. Но лишь 10% отечественного номерного фонда Cushman & Wakefield называет качественным.

Между тем в одном только прошлом году в России открылось около 1000 новых гостиниц, в том числе небольшие отели.

Отель в корабле

Еще работая старшим менеджером Deloitte, Дмитрий Сельков задумал создать сеть хостелов с сервисом премиум-класса. Звучит как оксюморон, но идея реализовалась. Все три хостела ID Hostel, которые он открыл за три года, вошли в десятку лучших в своей категории на Tripadvisor, а в Краснодаре и Ростове-на-Дону занимают первые места в рейтингах популярности.

Сельков уволился из Deloitte, чтобы стать администратором в своем первом отеле. Организовал он его в собственной двухэтажной 80-метровой квартире в знаменитом московском доме-корабле на «Тульской». Вложив в реконструкцию квартиры 2 млн руб., Сельков открыл хостел на 20 мест. Конструкцию кроватей Сельков разработал сам: они двухъярусные, но каждое место с помощью шторки превращается в личное пространство, с индивидуальными розетками и полками. Постельное белье, полотенца, матрасы «точно такие же, как в Hilton», уверяет он.

Окупился проект всего за полтора года: средняя загрузка – 85% в год. Сейчас месячная прибыль хостела на «Тульской» – 100 000–150 000 руб. Совокупная выручка сети из трех хостелов в 2015 г. составит около 15 млн руб., а прибыль – около 3 млн руб., рассказывает Сельков.

Три лучше одного

Бум мини-отелей начался в России еще в 2003 г. с Петербурга, рассказывает партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова: под них выкупались целые этажи в особняках и коммуналки. Скоро в тренд встроились города Золотого кольца, потом Екатеринбург, Казань, Сочи: мини-отели открывались в условиях дефицита качественного предложения со стороны больших и сетевых гостиниц.

Рынок гостиничных услуг

174,7 млрд руб. составил рынок гостиничных услуг в России в 2014 г., по оценке BusinesStat
75 млн ночевок зафиксировали отечественные отели разных категорий в прошлом году – на 3% больше, чем в предыдущем
2327,8 руб. на человека в день – средняя цена проживания в российской гостинице

Плюсы маленьких отелей – индивидуальный подход (хозяин лично принимает гостей) и иногда экзотичные места размещения – например, в бывшем маяке или в старой русской усадьбе, где воссоздана обстановка XIX в. Тем не менее, многие малые отели балансируют на грани убыточности, предупреждает Смирнова: сильно влияет сезонность, наличие или отсутствие инфраструктуры, транспортная доступность.

В 2014 г. ID Hostel на 62 места открылся в центре Краснодара, стартовые инвестиции в него составили 4 млн руб. Сейчас он уже приносит около 400 000 руб. прибыли в месяц. В этом году заработал третий отель сети, в Ростове-на-Дону, на 65 мест, на его запуск потрачено 5,5 млн руб. Оба региональных хостела гораздо больше московского – 400 кв. м и 600 кв. м соответственно. «В этом году мы почувствовали синергетический эффект: можно экономить на маркетинге, управлении и обучении персонала», – говорит Сельков.

Сельков строит свой бизнес на основе партнерской модели – вроде той, что действует в Deloitte. Первый хостел он начинал строить в партнерстве с женой Инной Рындиной и друзьями, все они позже стали совладельцами компании.

Разорительный сосед

Успех и сроки окупаемости отеля зависят от многих вводных данных, говорит Дмитрий Кузин, три года назад открывший «Кофе хостел» в центре Нижнего Новгорода. Важны не только расположение, интерьер, но и планировка здания, стоимость аренды и даже то, какие организации расположены по соседству.

Кузин выбрал для хостела здание фабрики XIX в., вложив в проект 4 млн руб. Планировка этажа позволила разместить на 600 кв. м номера на 29 человек средней стоимостью 400 руб. за ночь. Это не много: у краснодарского ID Hostel на такой же площади уместилось 65 мест.

Поначалу расходы на аренду площади для «Кофе хостела» составляли 272 000 руб. в месяц. Но потом на первом этаже, прямо под хостелом, открылся бар с шумом и музыкой до утра. «Среди ночи к нам приходили постояльцы в панике, просили куда-нибудь переселить их», – вспоминает Кузин. В результате владелец здания согласился снизить ставку до 180 000 руб. в месяц. Правда, в сентябре 2015 г. вернул прежнюю цену.

Когда «Кофе хостел» открывался, загрузка гостиниц в среднем по Нижнему Новгороду составляла 70%, а в этом году снизилась до 50%, сетует Кузин. Недорогих отелей в городе стало больше, конкурировать с ними взялись еще и сервисы аренды жилья вроде Airbnb, а турпоток в город не растет – в результате хостел, не успевший окупиться, пришлось закрыть.

Пансионат по цене квартиры

Дмитрию Васильеву и Сергею Чумакову удалось превратить в комфортабельную гостиницу советскую турбазу. Летом 2015 г. открылся лесной курорт «Ефимов бор» в Тверской области, пока работающий по принципу «только для своих», рассказывает Васильев.

Еще в 2011 г. компаньонам приглянулась база отдыха 1969 года постройки на сосновом берегу Нерли. К тому времени у Васильева и Чумакова уже был успешный совместный бизнес – рекламное агентство Amio. И возникло «желание заняться организацией отдыха», рассказал Васильев. «Когда мы ездили на первое знакомство, гости турбазы жили в суровых условиях: спали в полуразвалившихся домиках на железных кроватях в обнимку с собаками, чтобы согреться», – вспоминает Васильев.

Компаньоны приобрели пансионат по цене однокомнатной квартиры в Москве. Им досталось несколько деревянных построек: двухэтажный жилой корпус на 600 кв. м, столовая, домик для персонала. «Мы сами разрабатывали проект реконструкции в финском стиле», – рассказывает Васильев. И сроки, и смету превысили в несколько раз, зато курорт преобразился: место коридорной системы с 24 номерами и единственным общим туалетом на первом этаже заняли восемь номеров со всеми удобствами, игровые павильоны, детская площадка, кафе с баром. На работу пригласили шеф-повара, который готовит ресторанные блюда, в том числе сыр по итальянским рецептам. Теперь стоимость проживания в «Ефимовом бору» с трехразовым питанием – в среднем 2500 руб. на взрослого. Но срок окупаемости в бизнес-план не заложен, говорит Васильев.

Сэкономить на расходах

Главный фактор успешности – правильно выбранное место, уверен Сельков. Но это только на первом этапе; а дальше дело за сервисом. Начинающим отельерам он советует четко определиться с целевой аудиторией и выстроить сервис так, чтобы удовлетворить, а лучше – превзойти ее ожидания. Продвигать отель помогают сервисы бронирования вроде Booking.com, стать партнером которых просто (они берут комиссионные от 15%). Цены на номера устанавливаются исходя из анализа местного рынка: например, для ID Hostel верхним ориентиром стали цены посуточных квартир и дешевых гостиниц, а нижним – общежитий и ночлежек: «Наш клиент – между ними», – говорит Сельков.

Интересные гостиничные проекты сейчас создаются в основном в регионах: там это дешевле и требует меньшего количества разрешений, чем в Москве, говорит Леонид Мармер, гендиректор Intourist Thomas Cook, крупнейшего российского туроператора на рынке въездного туризма.

Но небольшой номерной фонд малого отеля не позволяет экономить на масштабах, говорит Смирнова. Основная статья дохода таких гостиниц – продажа номеров, и малый отель часто вынужден сдавать их по высокой цене. В результате приходится экономить на маркетинге, обучении персонала, объясняет она, советуя владельцам малых отелей объединяться и сообща делать закупки, рекламироваться и т. д.