Правительство хочет наказывать рублем топ-менеджеров госкомпаний

Оно предлагает добавить новый KPI в систему мотивации – за закупки у малого и среднего бизнеса
За закупки дадут премии/ Е. Разумный/ Ведомости

Правительство направило руководителям госпредприятий директиву о том, что нужно ввести новый показатель (KPI) в систему оценки эффективности менеджмента – показатель выполнения нормативов по закупкам у малого и среднего бизнеса (МСП), заявил Алексей Улюкаев, глава Минэкономразвития. По его словам, так у членов советов директоров и топ-менеджмента появится новый стимул для исполнения требований законов.

Наказание топ-менеджеров рублем вряд ли поможет изменить их поведение, если доля нового показателя KPI в системе мотивации будет ниже 10%, считают эксперты по компенсациям топ-менеджеров, опрошенные «Ведомостями». Госкомпании могут формально ввести такой показатель в систему KPI, но из-за его незначительного веса никаких сдвигов в сложившуюся практику закупок это не внесет, убеждены консультанты.

Мало покупают

490 млрд руб. составила сумма госзакупок у малого и среднего бизнеса в 2015 г., по оценкам Минэкономразвития. По отношению к 2014 г. этот показатель вырос почти в полтора раза, но составляет меньше 6% от всего объема госзакупок в 2015 г. (8 трлн руб.). В 490 млрд руб. не входят контракты, которые получил малый бизнес на субподряд, что тоже включается в квоты, уточняет Минэкономразвития. За вычетом закупок, составляющих гостайну (они не входят в закупки, от которых считают квоту), госзаказ в 2015 г. составил 5,5 трлн руб., из этой суммы еще надо вычесть закупки услуг по предоставлению кредитов, работ в области атомной энергии, закупки у единственного поставщика или по закрытым способам определения поставщиков. Удалось ли госзаказчикам выкупить у малого бизнеса необходимые 15%, станет известно после того, как они подадут отчеты. Сделать это госзаказчики должны до 1 апреля.

Правительство несколько лет пытается заставить госкомпании соблюдать квоты для МСП. Сейчас обязательная доля участия МСП в госзакупках – 15% от общего годового объема закупок заказчика. С 2016 г. госкомпании должны отдавать 18% от всех закупок малому и среднему бизнесу, а госзаказчики – 15%, но только малому. На деле 15%-ные нормы не исполняются, говорят эксперты и предприниматели. Часто организаторы конкурса, объявляя закупки, намеренно проводят их некорректно, а потом признают процедуры несостоявшимися. В своих отчетах они тем не менее учитывают сумму тендера и таким образом увеличивают долю заказа, приходящегося на малый бизнес, – но только на бумаге. В декабре 2015 г. депутаты решили пресечь эти злоупотребления и рекомендовали нижней палате принять в первом чтении законопроект, согласно которому при расчете доли малых предпринимателей в годовом объеме закупок заказчика будут засчитываться только те закупки, по результатам которых были заключены контракты.

За семь лет было много инициатив, но ни одна из них не сработала, убежден Юрий Савелов, член президиума «Опоры России». И все из-за того, что у правительства нет четкого понимания, что происходит в сфере госзакупок, считают эксперты. Например, чтобы принять участие в тендере крупной госкомпании, надо пройти 5–7 процедур – платную сертификацию в той же госкомпании, испытания и т. п., на что у предпринимателей нет ни денег, ни времени, замечает Савелов. Или госкорпорация выставляет на тендер заказ на 1 млрд руб. и не дробит его, что априори исключает «малышей» из игры. Нужны более радикальные меры. Надо допустить к тендерам по 3–4 человека от общественных организаций, чтобы они контролировали результаты конкурса, говорит Савелов. Такая система уже работает в Москве. Также стоит ввести ответственность вплоть до уголовной для топ-менеджеров за упущенную выгоду: например, если предприятие закупило товары на 2 млн руб., тогда как то же самое можно купить за 1 млн руб., говорит эксперт.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"