Во что превратился заемный труд после запрета

Агентствам занятости пока не удалось переквалифицироваться в настоящих аутсорсеров
А. Таранин

В конце 2015 г. Гострудинспекция выявила долги по зарплате в сети ресторанов «Сбарро» (ООО «Г.М.Р. Планета гостеприимства»), сообщил в феврале 2016 г. ТАСС со ссылкой на руководителя Роструда Всеволода Вуколова. Около 600 сотрудников сети «Сбарро» оформили трудовые отношения не непосредственно с работодателем, а с несколькими частными агентствами занятости, объясняет Иван Милых, председатель профсоюза «Новопроф» (в который вступила первичная профсоюзная организация, созданная в конце декабря 2015 г. работниками «Сбарро»). Де-факто 600 человек работали в «Сбарро», хотя были оформлены как сотрудники агентств: они пользовались оборудованием ресторанов, подчинялись их правилам трудового распорядка. В итоге работодатель снял с себя ответственность за погашение долгов и переложил ее на агентства занятости, так как именно они являлись фактическими работодателями, говорит профактивист. Подобные схемы называются «заемным трудом» – когда работодатели, чтобы сэкономить на страховых взносах в Пенсионный фонд и компенсациях сотрудникам, нанимают персонал у агентств занятости якобы временно, но на самом деле для постоянной работы.

«С 1 января 2016 г., в связи со вступившими в силу поправками в Трудовой кодекс, мы сократили число партнеров, через которых осуществляем набор сотрудников на аутсорсинговые позиции (мойщики, уборщики). В настоящее время количество сотрудников, нанятых через кадровые агентства, составляет не более 3% от общего штата холдинга», – говорит Лариса Рожкова, HR-директор холдинга «Г.М.Р Планета гостеприимства».

Закон о запрете заемного труда, вступивший в силу с 1 января этого года, должен был создать серьезные ограничения для недобросовестных работодателей и кадровых агентств. «Ведомости» опросили работодателей, юристов и крупные кадровые агентства, чтобы выяснить, как новый закон повлиял на рынок труда.

Временные и постоянные

Сейчас нанимать временный персонал закон разрешает не более чем на девять месяцев и только в нескольких случаях: либо для замены отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняются рабочие места, либо для выполнения проектных работ, либо для временного расширения производства или ассортимента. Если проект длится дольше девяти месяцев, компания обязана будет принять временных сотрудников в штат. Другой вариант – она может заключить со сторонним поставщиком договор не о найме временного персонала, а о покупке конкретных услуг или работ (договор аутсорсинга), говорит Александр Коркин, руководитель петербургской группы практики трудового и миграционного права «Пепеляев групп». Например, вместо предоставления сотрудников на линию упаковки можно заключить договор по упаковке продукции. В этом случае исполнитель обеспечивает конечный результат (упаковку определенного объема продукции), а не просто предоставляет людей в распоряжение принимающей стороны, поясняет юрист.

Почти треть компаний крупного и среднего бизнеса начали оформлять временных работников в штат, рассказывает Коркин. Еще 10% работодателей укладываются в девятимесячный срок и по-прежнему продолжают нанимать временный персонал. А большинство компаний (60%) переходят с найма временного персонала на аутсорсинг – закупку услуг.

«Ведомости» обратились с запросами в 10 компаний, нанимавших временный персонал в силу проектного или сезонного характера деятельности, в частности в Microsoft, Mondelez Rus, Unilever, Ferrero Russia и несколько других. Большинство либо сразу отказались от ответа, либо не предоставили комментарии. И только представитель «Юнилевер Русь» рассказал, что сейчас компания практически не использует труд стороннего персонала, но в случае необходимости обратится к постоянным партнерам – рекрутинговым компаниям Kelly Services и Coleman Services, которые уже прошли процедуру государственной аккредитации в Роструде.

Трудности аутсорсинга

Опрошенные «Ведомостями» кадровые агентства, которые уже не первый год предоставляют временный персонал, заверили, что они вполне смогут предоставлять своим клиентам комплексные услуги – в тех направлениях, в которых у них есть опыт. По словам Татьяны Голубиной, руководителя направления «Бизнес-ресурсы» кадрового агентства «Юнити», компания способна выполнять конкретные проекты в производстве, поддержке работы офисов и складов. Но переход к модели аутсорсинга потребует от агентств серьезной организационной работы и расходов, признают представители агентств. Аутсорсинг требует профессиональной экспертизы, говорит Иван Бердинских, директор департамента юридического сопровождения и контроля компании Manpower Group Russia. Аутсорсинг – абсолютно другая модель, нежели предоставление временного персонала, и быстро организовать его с имеющимися ресурсами не получится, убеждена Зульфия Юпашевская, руководитель отдела кадровых услуг аудиторско-консалтинговой компании «БДО Юникон».

Барьеры для агентств

Агентства, желающие предоставлять временный персонал, должны иметь уставный капитал не менее 1 млн руб. и пройти аккредитацию в Роструде. По сведениям Роструда, на данный момент 181 агентство занятости прошло аккредитацию.

Если раньше, к примеру, пивоваренный завод просил агентство предоставить ему во временное пользование какое-то количество рабочих для наклеивания этикеток на бутылки, то теперь компания-заказчик будет покупать услугу, напоминает Голубина. Это означает, что исполнитель (агентство занятости) самостоятельно должен будет организовать этот процесс: нанять нужных людей, обучить их, поставить над ними опытного руководителя, разработать технологию наклеивания этикеток и т. д., поясняет она. Компаниям, решившим перейти на рынок аутсорсинга, понадобится новая IT-инфраструктура, им нужно будет внедрить различные учетные системы, получить лицензии на разное программное обеспечение, разработать системы информационной безопасности, сертификаты, подтверждающие уровень безопасности и качества, перечисляет Юпашевская. Из-за закона о запрете заемного труда услуги – как предоставления временного персонала, так и аутсорсинга – в скором времени подорожают на 5–15%, считает Коркин.

Бумажный перевод

В автопроме многие работодатели уже давно практикуют незаконные схемы найма постоянного персонала под видом временного и новый закон вряд ли их как-то в этом ограничит, считает Дмитрий Трудовой, председатель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) в Калужской области. Например, на одном автозаводе в Калужской области работодатель нанимает людей по срочным трехмесячным договорам и потом либо неоднократно их продлевает, либо расстается с работником, рассказывает он. По его словам, 50 человек, работавших по таким договорам, профсоюзу удалось оформить в штат лишь через суд.

Массового вымирания серых агентств временной занятости не происходит, говорят юристы. По словам Бердинских, агентства занятости, которые раньше участвовали в серых схемах предоставления временного персонала, с рынка не ушли. Мелким игрокам бояться нечего – чтобы их заметили, нужен скандал или массовый протест рабочих, поясняет Бердинских.

По наблюдениям Елены Кожевниковой, управляющего партнера юридической фирмы BLS, работодатели и агентства, которые нанимали временный персонал для постоянной работы, переключились на вполне законные схемы бумажного аутсорсинга. Суть ее в том, что работодатель и агентство занятости создают совместно аффилированную компанию, в которую набирается персонал, а потом работодатель заключает с этой компанией договор об оказании услуг. Закон не ограничивает работодателей по числу юрлиц, на которые можно оформлять персонал. Работников, таким образом, можно привлекать к работам на срок более девяти месяцев и на работы, не связанные с расширением производства, поясняет эксперт. Бумажным аутсорсингом, т. е. переписыванием договоров с клиентами, сейчас занялись и некоторые агентства занятости, знают игроки этого рынка. Поэтому заемный труд из-за большой бумажной работы может подорожать как минимум на 20%, замечает Голубина.

Всякий раз, когда речь идет об очень неудобном для бизнеса законе, говорит Кожевникова, предприниматели выжидают до последнего – когда накопится судебная практика, кого-то накажут. И только тогда они будут принимать решения, какие бизнес-процессы им менять, говорит Кожевникова. Этот период, по ее мнению, может продлиться год и более. Роструд пообещал, что плановых проверок в 2016 г. не будет, напоминает Елена Непочатова, директор по развитию бизнеса компании Ventra: у бизнеса пока нет четкого понимания, что конкретно нужно проверять.