Производители продуктов питания ищут людей для прямых продаж

И готовы платить им жалованье на 40% выше среднерыночного
Переход к прямой работе с крупными сетями для производителей становится уже необходимостью/ Е. Разумный/ Ведомости

На предприятиях пищепрома вырос спрос на руководителей, умеющих выстраивать отношения с ритейлом, показывают результаты исследования кадрового агентства «Юнити». Производители ищут суперспециалистов для прямых поставок продуктов питания в сетевую розницу, чтобы свести к минимуму наценки посредников и таким образом повысить отпускные цены. «Юнити» оценило структуру спроса на кадры в пищевой промышленности, изучив 300 вакансий c сайта по подбору персонала HeadHunter. Рекрутеры обнаружили рост спроса на таких специалистов, как коммерческий директор, директор по продажам, руководитель отдела продаж, директор по сетевым продажам, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами.

Штучные люди

По данным интернет-сервиса подбора персонала HeadHunter, в феврале 2015 г. число вакансий руководителей было 130, а годом ранее – 70 вакансий.

По словам Руслана Карпова, специалиста по подбору персонала направления «пищевое производство» агентства «Юнити», отечественные производители продуктов питания сокращают расходы и пытаются вытеснить посредников-дистрибуторов из цепочки поставок. Андрей Сазонов, коммерческий директор «Ряжского погребка», говорит, что переход к прямой работе с крупными сетями для производителей становится уже необходимостью. Компаниям нужны управленцы, которые умеют организовать логистику, работу с возвратами, занимаются мерчандайзингом и продвижением товаров. Обычно некрупные производители реализовывали продукцию через дистрибуторов – те распределяли ее по мелким торговым точкам. В последнее время небольших точек становится все меньше, их место занимают крупные сети гипермаркетов. От производителей прямые поставки в розницу требуют перестройки схем работы. Производитель хочет сэкономить 5–15% прибыли, отказавшись от дистрибутора, и подписать контракт с магазином или сетью на большое количество товарных позиций по выгодной цене и при этом с невысоким ретро-бонусом (до 1–3%). Это почти невозможно, если речь идет о некрупном производителе, потому что с таким некрупным производителем сети работать напрямую не стремятся. По данным Карпова, уровень вознаграждения за труд для специалистов, ответственных за сбыт, и раньше был в пищепроме выше на 10%, чем в других отраслях. Сейчас работодатели готовы переманивать опытных коммерческих директоров и руководителей отделов по работе с сетями на зарплаты в 30–40% больше, чем в среднем на рынке. Размер вознаграждения с учетом бонусов может доходить до 500 000–600 000 руб. «Руководителям платят за выполнение планов продаж через сетевой канал, умение представить максимально широкий ассортимент, добиться минимального количества возвратов, за низкие затраты на логистику, отсутствие штрафов, соблюдение ценовой политики», – комментирует Карпов.

Конкуренция среди таких специалистов остается высокой, говорит представитель «Юнити». Однако сильных и опытных кадров с подходящими профессиональными знаниями и личными качествами немного. «Конкуренция среди топов и руководителей огромная, может доходить до 30 кандидатов на вакансию, но, если выбирать только людей с опытом, это число снизится до 3–5 кандидатов на вакансию», – комментирует Карпов.