В розничной торговле – крупнейшая волна сокращений персонала с 1998 года

На грани выживания оказались сотни малых сетей и одиночные магазины, уцелеет не более половины их персонала
А. Таранин

В I квартале 2016 г. ряды безработных пополнили сотрудники розничных сетей, свидетельствуют данные исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Треть руководителей предприятий торговли из 82 регионов, опрошенных Росстатом, сообщили о сокращениях в их компаниях в I квартале 2016 г. Авторы исследования говорят, что это самая крупная волна сокращений в розничной торговле за последние 18 лет.

По словам Георгия Остапковича, директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, результаты опросов крупных московских и мелких региональных сетей радикально различаются, как будто бы они проводились в разных странах: средняя зарплата и число сокращенных работников отличаются в десятки раз. «Ведомости» опросили кадровые агентства, а также розничные сети и выяснили, у кого ситуация наименее благополучна и где ждать наибольших сокращений.

Федеральная оптимизация

Федеральные сети в 2015 г. активно открывали новые магазины в регионах, нанимали персонал и продолжают это делать сейчас, говорит Татьяна Михайленко, руководитель отраслевой группы «Потребительские товары и услуги» кадровой компании «Бигл». Но отбор персонала стал более тщательным: работодатели увеличили число этапов отбора и время принятия решения, говорит Михайленко.

В 2015 г. сеть X5 Retail Group, как рассказал ее представитель Олег Полетаев, открыла 1537 магазинов и наняла 30 000 новых сотрудников.

Сети, торгующие одеждой и обувью, закрывают старые магазины и открывают новые – большей площади, пользуясь снижением арендных ставок. Поэтому они дополнительно нанимают менеджеров, управляющих, специалистов по маркетингу, IT-специалистов, рассказал «Ведомостям» Михаил Уржумцев, гендиректор «Мэлон фэшн груп». В прошлом году, несмотря на закрытия, общая площадь магазинов «Мэлон фэшн груп» увеличилась, штат вырос на 7%.

По данным ежеквартального отчета сети «Дикси», число сотрудников компании в 2015 г. выросло с 50 000 до 60 000 человек. Число магазинов выросло согласно отчету Citi Group Russian Retail 2016, c 2195 в 2014 г. до 2708 в 2015 г. «Дикси» на запрос «Ведомостей» не ответила.

Меньше вакансий

По данным рекрутинговой компании HeadHunter, за год количество вакансий продавцов в гипермаркетах снизилось с 622 в марте 2015 г. до 510 в марте 2016 г., а продавцов косметики и парфюмерии – с 982 до 720.

По словам Натальи Колупаевой, старшего аналитика Райффайзенбанка, в розничной торговле производительность труда остается низкой по сравнению с зарубежными ритейлерами. Федеральные сети пытаются ее повысить, увольняют неэффективных административных сотрудников и продавцов, рассказал Александр Сохор, менеджер группы профессионального подбора Adecco Group Russia.

Руслан Карпов, специалист по подбору персонала направления «Пищевое производство» агентства «Юнити», говорит, что под сокращения попадали менеджеры среднего звена. Если раньше каждой крупной продуктовой категорией (например, бакалейных товаров, кондитерских изделий, товаров для животных) управляли по три-четыре менеджера разной специализации, то теперь эти категории объединяют в одну под руководством 3–4 менеджеров, а остальных 6–8 человек сокращают.

Крупные иностранные гипермаркеты сокращают сотрудников даже чаще, чем федеральные торговые сети, говорит Юлия Фомичева, директор компании «Анкор бизнес-решения»: «Раньше в гипермаркете у директора было по 4–5 заместителей. Сейчас остался один». Число руководителей отделов в гипермаркетах с 10–15 уменьшилось до 5–7, зона ответственности увеличилась, а зарплата – нет, рассказывает Фомичева. По словам представителя сети «Ашан», сеть людей не увольняла, но закрывала ставки уволившегося работника. Закрытие ставок может происходить в конкретном магазине, чтобы сильная текучесть персонала не имела последствий для руководителя этого магазина, предполагает Георгий Самойлович, руководитель группы подбора персонала «Юнити». В 2015 г. после объединения структур «Ашан» и «Атак» число сотрудников магазинов «Ашан», «Наша радуга», «Сити» увеличилось на 1000 человек, поясняет представитель сети.

Некоторые ритейлеры, например «М.видео», экспериментируют с графиком работы. Наталья Малеева, директор по персоналу «М.видео», говорит, что в 2015 г. сотрудники стали работать меньше в непиковые часы посещения магазина и больше – в пиковые часы. По данным HeadHunter, число вакансий продавцов бытовой техники снизилось с 2189 в марте 2015 г. до 1753 в марте 2016 г.

Айтишники против кладовщиков

Сеть косметики и бытовой химии «Впрок» из Татарстана в 2015 г. открыла несколько магазинов в Нижнекамске, Казани, Набережных Челнах и Екатеринбурге, увеличив число магазинов с 51 до 71, рассказал Дмитрий Калачев, гендиректор «Впрок». По его словам, они наняли 220 человек линейного персонала, управляющих магазинами и пять офисных сотрудников. В 2015 г. компания повысила зарплату сотрудникам на 12%. Небольшие региональные сети косметики, бытовой химии, строительных материалов до недавних пор росли органически благодаря низкой конкуренции и относительно невысоким арендным ставкам, говорит Колупаева. Но это временная ситуация, консолидация неизбежна, сказала она.

Чтобы сократить издержки, региональные торговые сети заняты автоматизацией процессов, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор компании «Infoline-аналитика». Компании вводят систему автоматического формирования заказов магазинов на склад и электронный документооборот, упрощают процедуру приемки товара. Они нанимают IT-специалистов, говорит Бурмистров. Кроме того, добавляет он, одним из направлений развития крупных региональных сетей в больших городах является интернет. Для открытия интернет-магазинов сети тоже набирают специалистов.

В феврале сеть магазинов одежды Sela закончила внедрять систему автоматизации склада и перевела сотрудников с повременной на сдельную оплату труда. Это, по словам Эдуарда Остроброда, вице-президента Sela, позволило отсеять неэффективных сотрудников. Лентяи уволились сами, так как их заработки упали, говорит Остроброд. При этом фонд оплаты труда снизился, а объем упакованной на складе одежды увеличился на 25% за смену.

Малые сети закрываются

Летом 2015 г. в Пермской области закрылся последний из 18 магазинов старейшей продовольственной сети «Добрыня». В Свердловской области из 19 магазинов сети «А-продукт» работает только один, ранее 10 магазинов выкупила екатеринбургская сеть «Кировский» (173 магазина). Год назад обанкротилась кузбасская сеть «Солнышко».

Перед малыми сетями и одиночными магазинами, по словам Остапковича, наиболее остро стоит вопрос выживания, но именно они являются основными работодателями в небольших городах в ритейле. По данным Сергея Кузнецова, директора Союза независимых сетей России, на них приходится более 50% всей продовольственной торговли. Именно в этом секторе больше всего увольнений и сокращений, констатирует Остапкович. Эксперты уверены, что в ближайшие месяцы закроется много мелких игроков, проигравших конкуренцию крупным сетям. В прошлом году обанкротилось шесть из 70 компаний, входящих в союз, рассказал Олег Пономарев, председатель координационного совета Союза независимых сетей России (он возглавляет калининградскую сеть «Семья»). «Мы потеряли «Семью» в Волжском, Магнитогорске, Сыктывкаре, Перми. Из-за эмбарго, не сумев заместить импортные товары, закрылась сеть Spar в Тюмени», – рассказывает эксперт.

По данным Кузнецова, в России сейчас насчитывается около 450 мелких и некрупных сетей. При этом, по сведениям Пономарева, как минимум 100 малых сетей находятся в сложном финансовом положении и закроются в ближайший год. Как правило, малая сеть состоит из 20–30 магазинов с совокупным оборотом в 1–3 млрд руб. в год. В одном магазине может трудиться около 40 человек, говорит Пономарев. То есть около 12 000 россиян могут остаться без работы.

Самым лучшим вариантом для сотрудников мелкого ритейлера может стать сделка слияния или поглощения, рассказывает Пономарев. При этом линейному персоналу и топ-менеджерам везет больше, чем офисным сотрудникам: новый работодатель выбирает лучших, но, как правило, сохраняет около 50% линейного персонала и ведущих управленцев. А вот у офисных работников (бухгалтеров, IT-специалистов, руководителей категорий) шансов попасть к новому владельцу почти нет, так как у него уже работают свои белые воротнички, говорит Пономарев.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)