Чем полезны корпоративные субботники на городской территории

Работодатели видят в них способ укрепить отношения с властями, а сотрудники – альтернативу надоевшим тренингам
А. Таранин

В 2014 г. в России впервые прошел общефедеральный субботник «Зеленая весна». Его организовал при поддержке губернаторов и мэров городов Неправительственный экологический фонд имени Вернадского. К акции присоединились «Газпром», «Росатом», «Ростехнологии» и «Татнефть». Они направили своих сотрудников на уборку общественных территорий в разных уголках России. По словам Дениса Царева, представителя оргкомитета субботника, к 2016 г. в акции «Зеленая весна» приняли участие более 3 млн человек в 80 регионах.

Сотрудники кондитерской компании «Конфаэль» каждый год в апреле выходят на субботник. По словам Ирины Эльдархановой, владелицы компании, обычно московская администрация предлагает компании убрать конкретный городской участок. Но в этом году, говорит она, чиновники не выделили «Конфаэлю» участка для уборки, потому что желающих очистить город от мусора стало слишком много. И «Конфаэлю» пришлось ограничиться собственной территорией.

По данным опроса 2984 россиян в возрасте от 18 до 45 лет, проведенного компанией Online Market Intelligence по заказу «Ведомостей», в этом году в субботнике участвовали 51,1% респондентов. Положительно к такой трудовой повинности относится 44,7% опрошенных, отрицательно – всего лишь 7,2%. Больше половины россиян выходят на субботники по собственному желанию (63,6%), а одна пятая респондентов делает это из чувства долга – чтобы не отрываться от коллектива.

Работодатели же видят в субботниках альтернативу набившим оскомину выездным мероприятиям, говорит Наталья Федрушкова, владелица тимбилдинговой компании Smartberry Solutions. Она отмечает, что в последние годы растет число заказов от крупных компаний на организацию корпоративных субботников. По сравнению с выездным пикником субботник обойдется чуть дороже, говорит эксперт, – нужно приобрести инвентарь и снабдить им сотрудников.

Сверху вниз

«Мы в этом году участвовали в субботнике «Зеленая весна», который проходил в парке «Сокольники». Из нашей компании было человек 20. Все приехали с семьями. Сначала мы сажали деревья, а потом был пикник и развлекательная программа для детей», – рассказывает Денис Плещенко, начальник управления по коммуникациям компании «Росрао», входящей в «Росатом». Инвентарь для уборки предоставили организаторы городского субботника. Сотрудники провели день с пользой, а компания продемонстрировала, что радеет за экологию и солидарна с мэрией, говорит Плещенко.

Вслед за госкорпорациями субботники на городской территории стали устраивать и крупные частные российские компании. Юлия Деева, представитель компании «Интеко», рассказывает, что в этом году сотрудники «Интеко» высадили яблони, клены и липы на территории, прилегающей к новому корпусу общежития МГУ. А в Ростове-на-Дону еще в прошлом году сотрудники компании «Патриот» (дочернее предприятие «Интеко») привели в порядок природоохранную зону – балку Рябинина – и покрасили территорию детского сада. В 2016 г. субботник в Ростове-на-Дону пройдет в конце мая, рассказала Деева.

В этом году в городском субботнике приняла участие компания «Евросеть». 60 сотрудников московского филиала сети 22 апреля вышли на уборку парка «Кузьминки», рассказывает Виктор Луканин, исполнительный вице-президент «Евросети». По его словам, администрация парка предоставила весь необходимый инвентарь. А чтобы вовлечь сотрудников в процесс уборки, был организован тимбилдинг с предварительной разминкой на сцене парка и разделением участников на две соревнующиеся команды.

Полезный труд

Когда перед мэром стоит план по благоустройству и озеленению территории города, то заводы с сотнями рабочих становятся легкодоступным источником бесплатной рабочей силы, рассказывает Сергей Соколов, до октября 2015 г. работавший директором по связям с государственными органами компании «Найк».

Хорошо убрались

2,64 млн москвичей и 25 000 единиц техники приняли участие в двух городских субботниках, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
747000 куб. м мусора убрали москвичи во время субботников. Они также отремонтировали 3649 детских площадок, привели в порядок 800 спортивных площадок, разровняли 13 704 га газонов, а также помыли 13 496 фасадов и цоколей зданий, сообщили представители мэрии

Если власть предлагает предприятию принять участие в уборке города, то оно сразу соглашается – невыгодно ссориться с администрацией, объясняет Александр Сафонов, экономист и проректор РАНХиГС. Для госкомпаний, говорит он, это еще и способ показать свою лояльность идеям, которые пропагандирует государство в данный момент, – например, защиты окружающей среды.

Администрация делает вежливый намек руководителю предприятия, и тот, как правило, отвечает согласием. Соколов подчеркивает, что никаких льгот за участие в субботнике мэрия бизнесу не обещает. Тем не менее, пойдя администрации навстречу, руководство предприятия рассчитывает на ее благожелательное отношение в будущем при решении текущих вопросов, будь то подключение к электрическим или инженерным сетям, утилизация мусора и т. п. «Если, скажем, подать заявку на представление уборочной техники в общем порядке, то компания может ждать положительного решения несколько месяцев, – объясняет Соколов. – Добрые рабочие отношения с местной администрацией помогут ускорить процесс».

Руководство компаний часто соглашается на участие в общегородском субботнике еще и потому, что рассчитывает завести полезные связи среди чиновников, говорит Сафонов: например, вовремя узнавать, какие законы будут приниматься и какие именно проекты будут финансироваться. Так легче вести собственный бизнес, поясняет эксперт.

Добровольно-принудительно

По закону работника нельзя заставить выйти на субботник даже в рабочее время, говорит Анна Иванова, руководитель практики трудового права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Участие в субботниках, отмечает юрист, не входит в трудовые обязанности работника. Например, невозможно заставить бухгалтера в его рабочее время подмести территорию предприятия или вымыть окно. За субботник даже невозможно выплатить премию, так как по ст. 192 Трудового кодекса премия выплачивается лишь за выполнение трудовых обязанностей. Именно поэтому, говорит Соколов, головные российские офисы крупных иностранных компаний субботников не устраивают: они считают, что любой труд должен оплачиваться, а юридических оснований для выплаты премий участникам субботников нет.

Человек имеет право не выйти на субботник, но в коллективе это часто воспринимается как дурной тон и неуважение к окружающим людям, замечает Наталья Чадаева, директор учебного центра Казанского электротехнического завода, где корпоративные субботники – давняя традиция. Многим неохота идти на завод в выходной день, но стыдно не появиться на общественном мероприятии, говорит она. Тем более что весь завод делят для субботника на участки, на каждом участке работает отдельная команда, которая ровно в 14.00 сдает работу специальной комиссии. Отсутствие кого-либо на рабочем месте сразу бросается в глаза. Поэтому, как правило, в субботнике участвует весь коллектив Казанского электротехнического завода.

Модный формат

Приходить на корпоративные мероприятия ради развлечений на свежем воздухе всем уже надоело, говорит Федрушкова из Smartberry Solutions. Популярности субботников среди сотрудников во многом способствует внутренний пиар в компании, людям предлагают сделать что-то общественно полезное, но не слишком обременительное, рассказывает Федрушкова. По ее словам, корпоративные субботники сегодня стали одним из вариантов модного экологического тимбилдинга. На таких мероприятиях сотрудники компаний занимаются озеленением территорий, красят стены в домах престарелых, строят беседки в детских садах и значительно реже занимаются уборкой, поскольку это и сложнее, и менее приятно.

Чтобы сделать времяпрепровождение приятным, людям дают полную свободу: хочешь – копай, не хочешь – можешь просто постоять рядом и подержать деревце, рассказывает Федрушкова. При этом посадка растений – лишь часть мероприятия, остальное – типичные атрибуты тимбилдинга: общение, застолье и соревнования.

Если компания подходит к организации мероприятия с умом и создает на субботнике приятную атмосферу, то сотрудники редко отказываются от участия. Большинство с огромным удовольствием занимается общественно полезным трудом, говорит Федрушкова. Да и власти тоже довольны, так как компании помогают им уменьшить затраты на городское благоустройство.