В России бурно развиваются сервисы доставки готовых кулинарных наборов

Из этих «пищевых конструкторов» уставшие офисные работники могут готовить ужины в течение всей рабочей недели
А. Таранин

Тридцатилетний выпускник Московского государственного университета пищевых производств и бывший повар ресторана «Марракеш» Алексей Чекарев из Москвы с весны 2015 г. продает необычные конструкторы – кулинарные. Речь идет о поставках готовых наборов провизии для домашних ужинов на пять будних дней – очищенных и нарезанных ингредиентов, из которых уставший офисный сотрудник, воспользовавшись приложенным меню, может за 30 минут каждый день готовить полноценный ужин. Чекарев выяснил, что в США подобные кулинарные сервисы зарабатывают сотни миллионов долларов в год. В апреле 2015 г. предприниматель арендовал помещение в 60 кв. м, придумал меню, купил продукты, нарезал и упаковал их и стал предлагать продуктовые наборы друзьям через чат в WhatsApp. Ему удалось заинтересовать многих знакомых. Через месяц число заказов выросло до 20–30 в неделю, а выручка перевалила за 50 000 руб., и предприниматель основал компанию «Нужен ужин». В ее создание он вложил около 1 млн руб. (основные деньги предоставил партнер – директор event-агентства). А в декабре 2015 г. месячная выручка составила 1,5 млн руб., бизнес вышел на операционную окупаемость, утверждает Чекарев.

Рынок услуг доставки «кулинарных конструкторов» в России стремительно растет. Первые компании появились летом 2012 г., а сейчас их уже около 70, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Клиент заказывает набор ингредиентов через сайт на следующую неделю, а курьер доставляет его в воскресенье или понедельник. Каждая компания предлагает базовое меню на пять дней: в понедельник, например, котлета с брусничным соусом, во вторник – телятина по-грузински, в среду – паста с шампиньонами и т. д. Стоимость стандартного заказа на неделю – 2700–4000 руб.

За месяц предприниматели выполняют около 100 000 заказов в Москве, прикидывает Ольга Зиновьева, совладелица крупного сервиса Elementaree. А к 2018 г. число вырастет до 1 млн в месяц, предполагает она.

Сервисы представляют собой гибрид службы доставки и обычного ресторана, поэтому их создателям приходится решать двойное количество проблем. Зато сервисы быстро окупаются: петербургская «Партия еды» вышла на операционную окупаемость через семь месяцев после старта, а «Нужен ужин» – через восемь месяцев.

Затратный старт

Бизнес капиталоемкий – нужен, по меньшей мере, 1 млн руб. стартового капитала, а рентабельность относительно скромная – 10–15%, говорят представители компаний, опрошенных «Ведомостями». Поэтому предприниматели привлекают инвесторов или вкладывают собственные сбережения (этот бизнес обычно начинают бывшие руководящие работники). По словам одного из инвесторов, все рассчитывают на то, что в ближайшее время на российский рынок придет западный игрок и купит проект.

Фонд развития интернет инициатив вложил 1,4 млн руб. в «Нужен ужин». А в начале этого года Алексей Поликарпов, бывший коммерческий директор сайта «Хабрахабр», инвестировал еще 2 млн руб. Компаниям требуется значительный оборотный капитал на закупку продуктов, а для получения прибыли нужно, чтобы клиент делал заказы минимум два-три раза, рассказывает Чекарев.

Женщины оценят

По оценкам поставщиков кулинарных наборов, целевая аудитория – в основном жительницы городов-миллионников в возрасте 25–45 лет. По оценке Виталия Полехина, руководителя клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково», число потенциальных клиентов может составить несколько миллионов человек.

Деньги нужны на аренду цехов для подготовки и фасовки продуктов, а также на персонал: фасовщиков, технологов, поваров, администраторов. Выходец из McKinsey и бывший вице-президент трубной металлургической компании в Германии Сергей Ашин основал сервис «Шефмаркет», ныне один из крупнейших в стране, в июле 2012 г. в Москве. Он уже вложил в бизнес 20 млн руб. сбережений, арендовал цех в 300 кв. м и за четыре года нанял 80 сотрудников. А сейчас Ашин занят открытием второй фабрики-кухни площадью 1000 кв. м, ему предстоит нанять еще 50 человек. В 2015 г. «Шефмаркет» получил 12 млн руб. от фондов AddVenture и Moscow Seed Fund, а еще $5 млн – от нескольких частных лиц.

Другой крупный сервис – «Партия еды» – был основан в Петербурге в августе 2014 г. Михаилом Перегудиным, бывшим директором по маркетингу Webinar.ru. Он вместе с партнерами вложил в сервис 10 млн руб. В конце 2015 г. 40% «Партии еды» приобрел Эдуард Тиктинский, собственник строительного холдинга RBI.

Андрей Кощеев, бывший владелец петербургской сети магазинов женского белья, продал сеть, а вырученные деньги вложил в сервис «ДомаВкуснее», основанный в Петербурге в сентябре 2012 г. Инвесторов он не ищет принципиально, ведь хватает собственных средств.

Корзинка для блогера

Ирина Назарова, основатель компании «Радость приготовления», которая с 2012 г. занималась доставкой «кулинарных конструкторов» из дорогих импортных продуктов, вспоминает, что компании приходилось тратить на рекламу в интернете столько же, сколько крупные интернет-магазины, у которых была гораздо более высокая рентабельность. Она не смогла привлечь инвестиции и закрылась в 2014 г. – после введения продовольственного эмбарго.

Перегудин из «Партии еды» считает, что привлекать клиентов через контекстную рекламу смысла нет, потому что они не подозревают о существовании подобных сервисов. «Никто не ищет нас в Google, стандартные каналы интернет-маркетинга не работают», – говорит Перегудин. «Партия еды» рекламируется по сарафанному радио: раздает наборы с едой известным блогерам, которые тестируют сервис и пишут отзывы. На продвижение Перегудин тратит 8% от выручки, которая составила 50 млн руб. в 2015 г. Кощеев из «ДомаВкуснее» организовал рекламную акцию около двух гипермаркетов «Ашан»: покупателям, приходящим в магазин, предлагалось приобрести продуктовый набор по льготной цене. Кощеев сказал, что компания тратит очень много денег на рекламу.

Секрет в коробке

Самые большие хлопоты поставщикам «кулинарных конструкторов», как водится, доставляет логистика. Сроки доставки должны быть небольшими – иначе пища испортится. Чекарев, попробовав развозить наборы сам, понял, что для перевозки скоропортящихся продуктов нужны специальные холодильники-контейнеры, в которых еда может оставаться охлажденной восемь часов. Он заимствовал у одного из западных сервисов идею перевозки еды в коробках с аккумулятором холода. На закупку аккумуляторов компания «Найди ужин» потратила 30 000 руб. и снабдила ими курьеров. «Найди ужин» сотрудничает с небольшими курьерскими службами, которые выполняют около 150 доставок в неделю. В дальнейшем Чекарев планирует нанять курьеров в штат.

Сервис «ДомаВкуснее» сменил шесть курьерских служб, прежде чем нашел надежного партнера. Они постоянно срывали сроки доставки, говорит Кощеев. Сейчас курьеры доставляют 2000 наборов в неделю. Охлажденные и замороженные продукты перевозят в специальных термоконтейнерах в багажниках авто.

Перегудин из «Партии еды» терпел ошибки сторонней курьерской компании два месяца, а потом взялся за создание собственной курьерской службы. Он вложил 5 млн руб. в разработку информационной системы, нанял менеджера по логистике и оператора, который контролирует работу курьеров через IT-систему. Курьеры «Партии еды» развозят 1000 заказов в неделю в специальных картонных одноразовых холодильниках (на их разработку Перегудин потратил 100 000 руб.).

Борьба с излишками

Головная боль рестораторов – списания излишних продуктов. Сервисам доставки готовых наборов она тоже знакома, хотя и в меньшем масштабе. По словам Ашина, «Шефмаркет» обращает внимание на сезонность и среднее число заказов за последнее время и год назад, следит за популярностью того или иного меню и рассчитывают возможный приток клиентов после публикации рекламы в соцсетях. Если образуются излишки, то они идут на приготовление бесплатных обедов для персонала, говорит Ашин. «Партия еды» устраивает на сайте блицраспродажу остатков на следующий день или отвозит их в детский дом, говорит Перегудин.

По словам Федора Вирина, партнера Data Insight, с увеличением объемов каждая из компаний неминуемо столкнется с проблемой качества продуктов. В итоге выиграет тот, кто удержит качество на высоком уровне. Вирин напоминает, что пока клиенты не покупают наборы для готовки регулярно, а пробуют новый продукт. Они предпочитают заказывать пиццу и суши. Этот рынок только в этом году может вырасти на 60%. Растет популярность и онлайновых супермаркетов, число заказов уже превысило 5 млн в год. И поставщикам кулинарных наборов придется конкурировать со всеми этими игроками.