Малые экспортеры страдают от системных проблем

Отсутствие электронной системы расчетов или таможенная бюрократия – лишь частности, говорят предприниматели
Из-за комиссий с платежей и расходов на таможенное оформление конечная цена товара для европейских клиентов сильно повышается/ Е. Егоров/ Ведомости

По данным компании Global Rus Trade, занимающейся поддержкой внешнеторговых операций, из 120 фирм, в 2015 г. участвовавших в сделках с помощью Global Rus Trade, 70% – это российские средние и малые компании, которые импортируют и экспортируют несырьевые товары. За рубеж они поставляют электрооборудование, строительные материалы, бифидобактерии, промышленное оборудование, например противонакипное, фильтры для воды, рассказала на брифинге в Москве основатель компании Анна Нестерова. Но развитие экспорта и импорта сдерживается отсутствием в России системы электронных платежей между юрлицами, поскольку российские законы их запрещают, говорит Нестерова.

«Я каждый раз пытаюсь изобрести с брокером, которого я нанимаю, легальный и удобный способ проведения платежей для экспорта за рубеж», – признается Дмитрий Нечаев, владелец компании «Тритонбайкс» по производству титановых велосипедов. По его словам, из-за комиссий с платежей и расходов на таможенное оформление конечная цена товара для европейских клиентов сильно повышается. Например, говорит Нечаев, когда ему нужно отправить клиенту в Германию титановую раму стоимостью 1500 евро, он вынужден добавлять к цене еще 250 евро экспортных расходов. Конечный покупатель из Европы получит раму по цене 2000 евро. Он может решить, что ему лучше купить похожую раму в Европе по более низкой цене, объясняет предприниматель.

Мало мелких

0,28% средних и малых российских предприятий, по данным Минэкономразвития, сегодня являются экспортерами и при этом они обеспечивают около 6% российского экспорта

Многие платежи, даже те, что совершаются через Сбербанк, идут через корреспондентские счета американских банков. В связи с санкциями они то задерживаются, то вызывают дополнительные вопросы у американцев и приходится тратить время на разъяснения, говорит Виктор Акулинин, партнер российской компании – производителя замороженных чизкейков «Чизберри» и представитель «Опоры России» в Китае. Для бизнеса такие задержки крайне невыгодны, подчеркивает он.

«В Европу выходить сложно из-за высокой конкуренции. Но мы могли бы продавать нашу продукцию, например, в ОАЭ. Наше оборудование не уступает по качеству американскому, но дешевле», – рассуждает Константин Калужин, член президиума ассоциации производителей спасательного оборудования для пожарных «Союз 01». «На каждый зарубежный контракт мы вынуждены получать гослицензии, потому что считается, что мы продаем продукцию двойного назначения – военного и гражданского», – жалуется он.

У малого и среднего бизнеса более системные проблемы с выходом за рубеж, нежели проблемы с электронными платежами или излишней бюрократией, считает Алексей Каневский, руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России». Зарубежные рынки заняты и малому предприятию найти клиентов за рубежом почти нереально, говорит он. Надо на государственном уровне помогать малым экспортерам с поиском каналов сбыта, поясняет эксперт.

По словам Кирилла Емельянова, заместителя директора департамента малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития, правительство планирует создать пул экспортеров из региональных средних и малых предприятий, обучить их и подготовить к размещению продукции и услуг на глобальных рынках. Емельянов добавил, что о желании выйти на зарубежные рынки уже заявили 10% малых и средних производителей.