В 62% компаний есть запреты на слова, поступки и даже на темы для разговоров

Однако сотрудники, по данным опроса Online Market Intelligence, считают эти табу полезными
А. Таранин

Михаил Гончаров, владелец сети быстрого питания «Теремок – русские блины», запретил сотрудникам писать прощальные письма. «Это самое ненавистное явление для меня – фразы вроде «прощайте, будьте счастливы, а мне надо расти и двигаться дальше», – признается Гончаров. Трансляцию личных планов на весь офис он считает неуместной. И всех, кто увольняется, отдел персонала предупреждает: никаких писем, лучше скажите «до свидания» кому-то лично, если хотите.

Алексей Андреев, гендиректор агентства Depot WPF, пропагандирует среди подчиненных здоровый образ жизни: запрещает пользоваться офисным лифтом. Особенно он рекомендует бегать по лестницам девушкам, которые работают с клиентами: они должны быть стройными, считает Андреев. По этой же причине он запретил печенье и конфеты в переговорных, теперь там лежат только фрукты и порезанные ломтиками овощи (огурцы, сельдерей, помидоры черри). Сотрудники воспринимают эти нововведения со сдержанным недовольством, говорит он. «Но это не самодурство, а требование, основанное на опыте старшего по возрасту», – убежден Андреев.

Корпоративные запреты существуют в 62% российских компаний, показал опрос 1956 работников, проведенный агентством Online Market Intelligence (OMI) по заказу «Ведомостей» на прошлой неделе. 27% участников опроса сказали, что в их компаниях есть слова и темы, которые нельзя обсуждать с клиентами, а еще у 16% существует табу на обсуждения внутри коллектива.

Большинство запретов касаются нарушений делового этикета: 49% работников заявили, что им запрещено быть навязчивыми и грубыми с клиентами. Еще 52% – что руководство борется с вредными привычками: не разрешает обедать за компьютером, болтать по телефону в офисе на личные темы и пр. Но часто работодатели перебарщивают с запретами.

Хорошие догмы

Корпоративные запреты можно разделить на полезные и вредные, говорит Мария Макарушкина, партнер «Экопси консалтинга». Правила можно назвать вредными, если они посягают на личную свободу сотрудников, говорит она. Корпоративное правило из разряда полезных – не ругать конкурентов, приводит пример Макарушкина. И в компании «Экопси консалтинг» оно тоже действует. Таким же рациональным она считает табу на обсуждение зарплат, и его в последнее время вводит все больше работодателей. Обычно оно хорошо приживается и помогает избегать разжигания зависти, эмоций и конфликтов, говорит консультант. Конечно, люди могут втихаря обсуждать, но эти разговоры не перерастают в нечто большее.

В Depot WPF запрещено сплетничать, а за стукачество просто увольняют, говорит Андреев. «Однажды новая сотрудница после двух недель работы пришла ко мне в кабинет и выложила полное досье на коллег: эта звонит туда-то, а эта уходит во столько-то», – рассказывает он. У доносчицы был срочный контракт, поэтому гендиректор быстро ее уволил.

В крупнейшей сети магазинов электроники и бытовой техники DNS сотрудникам запрещено давать взятки. «Но это не запрет, а принцип, которому мы стараемся следовать», – объясняет Дмитрий Алексеев, президент группы DNS. Это правило нигде не висит на плакатах в офисах, говорит он, но каждый работник о нем знает.

Владелец сети магазинов джинсовой одежды запретил своим продавцам приставать к покупателям с вопросом «Чем вам помочь?» и вообще навязывать услуги. И атмосфера в торговых залах улучшилась: покупатели перестали ощущать себя под надзором и теперь проводят в магазине больше времени.

Переобуть насильно

Владелец российской компании – производителя обуви запрещает людям в офисе продаж носить «чужие» ботинки, вспоминает бывший сотрудник. С первой же зарплаты он заставляет новичков покупать ботинки своего производства. Тем, кто отказывается и продолжает носить обувь конкурентов, намекают, что их уволят. Раньше компания выпускала только мужскую обувь, а сейчас стала делать еще и женскую, так что переобувание станет всеобщим.

Повод для увольнения

20% участников опроса OMI признались, что им приходилось увольняться из-за неконструктивных правил, которые вводили начальники. 27% получали выговоры и штрафы за нарушение запретов

В запрете на использование продуктов или услуг конкурентов на рабочем месте есть рациональное зерно: таким образом сотрудники рекламируют продукцию, говорит Макарушкина. Однако правила не стоит формулировать в форме строгих табу, а лучше как рекомендации, убеждена она. Жесткие запреты ставят человека в положение ребенка, а работодатель выступает в роли родителя. Такой расклад вызывает сопротивление и протест, особенно у людей лидерского склада. Взрослого человека раздражает, если его считают незрелым, замечает консультант.

По мнению Денни Перекальски, генерального директора компании Ozon, глупо запрещать сотрудникам пользоваться услугами или продуктами конкурентов – надо, чтобы они сами почувствовали гордость за свой продукт.

А некоторые запреты кажутся абсурдными. В небольшом московском туристическом агентстве, как рассказала одна из сотрудниц, недавно не только перестали продавать туры в Турцию, как рекомендовал Ростуризм, – сотрудникам вообще запретили обсуждать с клиентами возможность поездки в эту страну и произносить вслух ее название. «Ведите себя так, будто Турции больше нет на карте», – заявила директор подчиненным. Сотрудницы формально соблюдают установку, но между собой посмеиваются, потому что никакой директор не способен убрать целую страну с карты мира.

Только по делу

Часто табу бывают следствием странных увлечений владельца. Гендиректор российской производственной компании недавно решил отказаться от сахара, чтобы похудеть, рассказывает Макарушкина. И, чтобы не мучиться одному, ввел это правило для подчиненных: с корпоративной кухни исчезли сахарницы, а пойманных за поеданием шоколада людей стали отчитывать. Любители сладкого стали лакомиться сластями украдкой. А в одном крупном российском банке руководство запретило яркий маникюр, мол, клиенты сочтут его вульгарным. И сотрудницы в знак протеста стали красить ногти в разные цвета, но зато пастельные.

Когда работодатель вводит деловой дресс-код – это нормально, но учить сотрудниц краситься уже перебор, рассуждает Макарушкина. Это провоцирует сопротивление.

Встречаются запреты отраслевые, сомнительные по смыслу – например, многие рестораторы и отельеры запрещают в своих компаниях безобидное слово «клиент». «Клиенты в борделе, а у нас – гости», – внушают сотрудникам на корпоративных тренингах в сети отелей, в которой я работал», – рассказывает Сергей Дерендяев, управляющий екатеринбургской гостиницы «Урал». Однако «гость» – неточное слово: настоящие гости не платят хозяину за постой, и он не обязан их обслуживать.

Корпоративные правила в «Теремке» только деловые, они не касаются личной жизни, говорит Гончаров. Поэтому он никогда не проводит для персонала командообразующие или спортивные мероприятия. Все люди разные, и многие чувствуют себя не в своей тарелке: кто-то не любит балет, кто-то – спорт, поэтому праздники, призванные сплотить коллектив, вызывают у сотрудников смешанные чувства, а потому бессмысленны и даже вредны, поясняет он.

А есть ли польза

Эксперты затрудняются однозначно оценить, как запреты влияют на эффективность труда. Если запреты касаются бизнеса и этических вопросов – например, нельзя принимать подарки дороже 1000 руб., – они оправданны, убежден Павел Безручко, управляющий партнер компании «Экопси консалтинг». Если же они связаны с причудами владельца, то надо разбираться в каждом случае. Самодурство неприятно, но когда продавцам магазина Nike, например, руководство позволит носить в торговом зале одежду Reebok, это будет выглядеть странно и введение обязательной брендированной формы – верное решение, говорит Безручко.

Но некоторые запреты явно конструктивны. Например, генеральному директору компании Ozon не нравятся слова «проблема» и «ошибка», которые он считает негативными. Он всегда делает подчиненным замечания, если слышит их. «У нас нет ошибок, а есть уроки, нет проблем, а только задачи», – объясняет Перекальски. Если формулировать позитивно, любые трудности будут легче преодолеваться, считает он.

По данным опроса, 73% респондентов считают запреты оправданными и только 5% – вредными. Еще 22% респондентов говорят, что относятся к запретам безразлично.

У всех владельцев могут быть свои причуды, и если не нравится – не работай, рассуждает Безручко. «Но если запретов слишком много, а причуды неприятны, я бы в такой компании работать не хотел: а вдруг мне завтра скажут: «Не носи такое лицо», – шутит он.