Что стимулирует к труду армию сотрудников бэк-офиса

Если лишь каждый второй из них считает, что ему платят достойную зарплату
А. Таранин

Рекрутинговая компания Hays провела исследование факторов мотивации офисных сотрудников, занятых обслуживанием бизнеса. Компания опросила 1100 работников крупных компаний (59%), из среднего (23%) и малого бизнеса (18%). Это были представители шести специальностей: менеджеры по кадрам (25%), специалисты по IT и телекоммуникациям (19%), бухгалтеры (17%), юристы (15%), помощники руководителей и секретари (11%), а также сотрудники отделов закупок и логистики (11%). Их просили оценить важность пяти видов стимулов: материальных, баланса работы и отдыха, социальных, нематериальных, а также альтруистических. Как выяснилось, только 49% респондентов считают, что им платят достойную зарплату. Офисные сотрудники находят утешение в приятной рабочей атмосфере, возможности освоить новые навыки и быть полезными обществу.

За достойное вознаграждение

Как выявило исследование, наиболее велика доля сотрудников, считающих, что получают достойную зарплату, среди юристов и IT-специалистов: по 56% респондентов. А самыми не удовлетворенными зарплатой оказались менеджеры по персоналу (40%). Исследователи отнесли также к материальным факторам возможность работников участвовать в принятии решений, и 39% респондентов сочли это важным. И около 3% респондентов заявили, что деньги и другие материальные стимулы для них не важны. Как правило, руководители больше заинтересованы в широком фронте работы, а менеджеры среднего звена в первую очередь ценят материальную мотивацию, говорит Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Агентство «Контакт». «Возможно, бухгалтеры и логисты могли оказаться главными ценителями материального вознаграждения, если бы на вопросы отвечали руководители отделов», – убеждена Тарнопольская.

Анна Пахарукова, автор исследования, говорит, что перед Hays не стояла задача сравнивать, какие факторы мотивации – материальные или нематериальные – являются более важными для сотрудников обслуживающих подразделений. Материальные факторы на первом месте абсолютно для всех сотрудников, пояснила Пахарукова.

Не хлебом единым

Для всех сотрудников самым важным нематериальным стимулом оказалась возможность улучшать трудовые навыки. И сотрудники HR-департамента заинтересованы в этом больше всех – 71%. Секретарей, помощников руководителей (55%), бухгалтеров (53%), закупщиков и логистов (53%) возможность учиться стимулирует меньше.

IT-специалисты и кадровики больше других офисных сотрудников стремятся учиться и нередко сами платят за обучение, это связано с тем, что IT и методы управления персоналом постоянно меняются, уверена Екатерина Горохова, вице-президент и гендиректор Kelly Services. «Бухгалтерские правила не меняются в течение многих лет, а IT-департаменту без новых знаний нельзя», – уверена эксперт.

Высоко ценят респонденты и интересную работу: разноплановую и требующую полной отдачи. Выше всего доля любителей интересных задач среди менеджеров по кадрам (70%) и юристов (56%). Бухгалтерам (50%) и IT-специалистам (50%) разноплановая работа важна меньше, чем представителям других офисных профессий. Горохова говорит, что юристы действительно часто испытывают вдохновение при решении сложных задач.

На третьем месте среди самых популярных нематериальных факторов оказалась возможность самостоятельно составить рабочий график. Больше всего этот стимул ценят менеджеры по кадрам (55%), а меньше всего – секретари и помощники руководителей (37%).

IT-специалисты привыкли работать по ночам, а днем спать – это уже традиция, убеждена Горохова. А вот заинтересованность в гибком расписании логистов, по мнению эксперта, кажется странной. Горохова объясняет это тем, что логистами часто становятся случайные люди, которые не понимают, что с гибким графиком в их профессии карьеры не построишь.

По всем офисным специальностям доля тех, кого не стимулируют выкладываться на работе нематериальные факторы, составляет 6%. Но среди секретарей доля материалистов гораздо выше – таких 13%. По словам Тарнопольской, круг обязанностей у секретарей и помощников руководителей везде одинаков, поэтому они не верят, что им предложат интересные задачи, а удобный график им не полагается.

Начальник не понимает

74% сотрудников бэк-офиса демотивирует низкая, по их мнению, зарплата. На втором месте – конфликты в коллективе (71%). Многих расхолаживает начальство: непонимание со стороны руководства (65%), а также отсутствие признания заслуг вышестоящими (50%).

Кадровик-альтруист

Авторы исследования попросили респондентов оценить важность двух так называемых альтруистических факторов: возможность быть полезным другим, а также ценность работы для общества. Оказалось, что бухгалтеры в меньшей степени, чем остальные офисные сотрудники, склонны к альтруизму: 44% респондентов-бухгалтеров (против 33% по всем офисным специальностям) сказали, что им безразличны альтруистические мотивы. Выше всего возможность приносить пользу другим ценят менеджеры по кадрам (76%) и секретари (68%). Ценность работы для общества больше всего мотивирует закупщиков (29%) и юристов (26%), а меньше всего – бухгалтеров (15%) и секретарей (17%).

Теоретически бухгалтеры должны понимать ценность работы, говорит Горохова, потому что из-за их ошибок может пострадать большое число людей.

Больше всего тех, кто ценит возможность быть полезным другим, среди кадровиков (76%) и секретарей (68%). У секретарей довольно узкий круг обязанностей, причем нетворческих: ответ на телефонные звонки, прием корреспонденции и т. п., поэтому они утешаются сознанием, что их работа полезна компании, убеждена Тарнопольская.

Асоциальные юристы

Как выяснили исследователи Hays, офисные сотрудники (52% по всем специальностям) весьма ценят приятную рабочую обстановку и доброжелательность коллег, которые придут на помощь в трудной ситуации, а также большой круг общения. Важнее всего хорошая рабочая обстановка для логистов и закупщиков (58%). А вот фактор широкого круга общения важнее всего для секретарей (50%).

Восемнадцать процентов опрошенных всех офисных профессий сказали, что для них социальные факторы не имеют никакого значения, но среди юристов эта доля почти вдвое выше – 27%.

По словам Марии Макарушкиной, партнера компании «Экопси консалтинг», это связано со спецификой профессии. Секретари, личные помощники, бухгалтеры постоянно взаимодействуют с людьми, от них зависит результат работы. А менеджеры по закупкам, наоборот, стремятся к результату. Юристы – наиболее творческие из всех работников бэк-офиса, убеждена Макарушкина. По ее словам, в отличие от остальных они не работают по схеме или инструкции. И из-за трудной работы у них не остается ни сил, ни времени на общение в офисе, говорит эксперт.

Несвободный секретарь

Пятая группа стимулов в исследовании Hays – факторы баланса работы и досуга. По данным опроса, 13% респондентов не стимулирует возможность получить больше свободного времени. Рекордсменами являются секретари (19% считают возможность иметь больше свободного времени не важной). Самым значимым из 10 факторов офисные работники сочли возможность трудиться без контроля сверху (53%). Больше всего ценят возможность самостоятельной деятельности менеджеры по кадрам (63%) и юристы (52%). Возможность адаптировать рабочее расписание в случае необходимости (один из 10 стимулов) играет наиболее значимую роль для IT-специалистов (52%), а наименьшую – для секретарей (28%). «Секретарь, предоставленный самому себе, – плохой секретарь. Это касается и сотрудников логистических служб. Руководство ставит перед ними задачи – они их выполняют в заданные сроки. Их работа не предусматривает свобод», – говорит Макарушкина.