Работодатели США экономят на здоровье сотрудников

Зато льготы для последних становятся все разнообразнее
Оценить эффективность инвестиций, вложенных в заботу о здоровье сотрудников, трудно – отчасти и потому, что программы сильно разнятся/ Freeimages.com

Корпоративные программы, призванные сохранять здоровье сотрудников, пользовались в США большой популярностью в последние годы. Но теперь ситуация изменилась. Исследование, проведенное Society for Human Resource Management (SHRM) – крупнейшей профессиональной ассоциацией специалистов по работе с персоналом, показало, что работодатели охладевают к некоторым мерам нематериального стимулирования сотрудников, касающимся здоровья. Количество таких бонусов, как бесплатные прививки от гриппа, доступ к круглосуточным горячим линиям для консультаций с медперсоналом, инструктаж по здоровому образу жизни и скидки на участие в страховых программах по борьбе с лишним весом, за последний год сократилось.

Работодатели взялись анализировать статистику программ по возврату инвестиций и участию в них сотрудников и, похоже, делают шаг назад, говорит директор исследовательских программ SHRM Эврен Изен.

Только 37% работодателей практиковали за последний год среди сотрудников инструктаж по здоровому образу жизни. Годом ранее их было почти 50%. Меньше работодателей предоставляют сотрудникам и услугу по вакцинации от гриппа в офисе – 54% против 61% годом прежде.

Оценить эффективность инвестиций, вложенных в заботу о здоровье сотрудников, трудно – отчасти и потому, что программы сильно разнятся. Кроме того, здоровье сотрудника и расходы на него зависят от множества факторов. Проведенный корпорацией Rand анализ расходов одной из компаний, входящих в список Fortune-100, показал, что на каждый доллар инвестиций в программу оздоровления сотрудников приходилось $0,5 потерь. Правда, анализ других аналогичных программ показал более позитивные результаты.

Исследование SHRM выявило, что изменилась и структура расходов работодателей. Чтобы тщательнее контролировать расходы на оплату труда, компании предоставляют бонусы лучшим сотрудникам, вместо того чтобы существенно повышать зарплаты. По словам Изен, годовое повышение зарплат не упразднено вовсе, но стало больше сотрудников, получающих дополнительные вознаграждения вроде премий за выдающиеся результаты (спот-бонусы) и бонусы за выслугу. В прошлом году около 43% работодателей заплатили внеплановые спот-бонусы сотрудникам по сравнению с 38% в 2012 г.

SHRM проводит исследование корпоративных льгот и бонусов уже 20 лет, опрашивая 3490 специалистов из компаний разного размера и разных отраслей.

За эти 20 лет, по словам Изен, произошли радикальные изменения. В первую очередь это касается роста числа сотрудников, работающих в удаленном режиме. Доля организаций, предлагающих сотрудникам такую привилегию, выросла с 20% в 1996 г. до 60% сейчас. Доля работодателей, предоставляющих такие базовые льготы, как медицинская страховка и пенсионные выплаты, остается стабильной, но виды компенсационных выплат изменились. Например, 20 лет назад работодатели не давали сотрудникам возможность открывать накопительные счета с целью откладывать деньги на здравоохранение, в этом году это делали около 50% компаний. Разнообразие льгот выросло, поскольку теперь у компаний более разнородный штат сотрудников разных возрастов, отмечает Изен. Сейчас в исследовании SHRM проанализировано 330 видов льгот против 60 двадцать лет назад. Среди новых – финансирование генетических анализов на предрасположенность к заболеваниям (такую возможность предлагает 12% работодателей); субсидии за использование личных гаджетов сотрудников в рабочих целях (12%); автоматическая регистрация сотрудников в накопительных пенсионных программах (21%).

Перевела Екатерина Кравченко