Российские компании не умеют извлекать пользу из цифровых технологий

И большинство винит в этом сотрудников, противящихся переменам, показало исследование Spencer Stuart
Российские компании пока не понимают, как извлечь пользу из новых цифровых технологий/ А. Гордеев/ Ведомости

Готовы ли российские компании «старой экономики» к появлению цифровых технологий и что они в них видят – шанс для роста или угрозу, попытались выяснить исследователи консалтинговой компании Spencer Stuart. Они опросили гендиректоров 24 компаний, входящих в топ-100 крупнейших по капитализации предприятий страны.

86% российских гендиректоров сказали, что видят в цифровых технологиях возможности для развития. По данным другого исследования – опроса 2000 бизнесменов из 36 стран мира, проведенного компанией Grant Thornton, – каждый четвертый считает экспертизу в области цифровых технологий важнейшим источником роста в ближайшие 10 лет.

Но нашлись и противники «цифры». В частности, несколько участников опроса Spencer Stuart в России считают цифровые технологии угрозой традиционному укладу бизнеса, который сложился на их предприятиях. Про угрозы рассказали гендиректора компаний потребительского сектора (производство продуктов питания и услуги), объясняет управляющий директор московского офиса Spencer Stuart Ярослав Глазунов.

Какие сферы деятельности затронуты

По данным опроса Spencer Stuart, больше всего цифровые технологии влияют на бизнес-процессы в сфере управления персоналом (39% респондентов), взаимоотношения с клиентами (20%), продажи (16%), управление операционной деятельностью (13%), логистику и закупки (12%).

Однако даже крупные компании в конкурентных отраслях из-за неблагоприятной ситуации в экономике заморозили инвестиции в технологии, замечает гендиректор IBS Сергей Мацоцкий. Меньше всего готовы воспринять новые веяния традиционная розничная торговля, потребительский сектор, медиа (печатные СМИ, радио, ТВ), а также финансовые институты (банки и страховые компании), полагает Глазунов. Мацоцкий указывает на то, что некоторые отрасли устойчивы к воздействию новых технологий: например, продовольственным магазинам не помешало развитие онлайнового ритейлера «Утконос». Но традиционные турагентства потеряли клиентуру из-за онлайновых сервисов бронирования отелей и авиабилетов, таких как Booking и Skyscanner. Им бы стоило перестроить бизнес-процессы и использовать свои конкурентные преимущества как комплексных поставщиков услуг – например, открыть сервис-конфигуратор туров на своем сайте, чтобы клиент мог быстро забронировать отель и авиабилет, заказать автомобиль и экскурсии, говорит Глазунов.

У многих директоров в России есть желание использовать новые технологии для укрепления бизнеса, но они не знают, как перестроиться, отмечает Глазунов. Главная проблема при внедрении новых технологий, по мнению респондентов, – это сотрудники, не желающие перемен, а также дефицит кадров с digital-компетенциями. Семь опрошенных гендиректоров признались, что новые технологии потребуют радикальных изменений в их компаниях. Те, кто не готов меняться сегодня, завтра умрут, убежден Мацоцкий. Развитие интернет-магазинов уже привело к гибели нескольких розничных книжных сетей в Европе, уточняет Глазунов.

Выхода у компаний два: не противиться уберизации, изменить формат и начать работать так же, как новые сервисы, либо выйти на новый уровень производительности, говорит Мацоцкий. Он приводит в пример Amazon, который начинал как книжный ритейлер, а теперь стал поставщиком облачных технологий. «Если не можешь побороть восстание, возглавь его», – резюмирует гендиректор IBS.